Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура Берлина

Берлин - одна из самых древних столиц Европы. В архитектуре Берлина отражена вся его история.

Основные периоды архитектурных стилей в Берлине:

  • Барокко,
  • Классицизм,
  • «Неостили» эпохи романтизма и эклектики,
  • Модерн.

Барокко в архитектуре Берлина

Приток беженцев привел к росту Берлина – на тот момент Бранденбургской столицы. Вторая половина XVIII века ознаменовалась реконструкцией старых районов и строительству новых. Был построен Фридрихштадт, парадной магистралью и осью города стала Липовая алея. Круглая въездная площадь, от которой исходили улицы, в виде трех лучей, образовывала новую часть Берлина. Иоганн Георг Мемхардт стал автором нового плана Берлина.

Рядовые постройки попадали под строго определенные требования. Единообразная застройка была разработана под «типовой» жилой дом. Дом был компактным в плане и был увенчан вальмовой кровлей на четыре ската. Выходящий на улицу фасад должен был быть каменным, остальные части здания могли быть оштукатуренными фахверковыми. В основном в этот промежуток времени использовались основы французской архитектуры. Германское зодчество было возрождено А. Шлютером, который создал Берлинский дворец (1698-1706 гг.). Главный фасад здания послужил архитектору фоном для портала на всю высоту здания. Портал в последующем стал традиционной доминирующей вертикалью.

Отход от принципиальных составляющих барокко начался в конце XVIII века, связанный с типологическими и идеологическими предпосылками. Новый цопф-стиль проявился в архитектуре Немецкого и Французского соборов (1780-1785) в Берлине.

Немецкий собор, Берлин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Немецкий собор, Берлин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классицизм в архитектуре Берлина

Первым сооружением в духе палладианского классицизма в Берлине стал Оперный театр (1741-1742 гг.), возведенный архитектором Г.В. фон Кнобельсдорфом, и именно он стал первым в Европе специализированным зданием городского театра. Постройка получила одобрение современников. В стиле рококо были выполнены интерьеры театра.

Замечание 1

Наиболее ярко проявляется классицизм на рубежах XVIII-XIX веков.

«Архитектура Берлина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Чтобы модернизировать Берлин, королем Фридрих Вильгельмом II из Дессау вызван Ф.В фон Эрдсмандорф, из Бреслау К.Г. Лангханс и из Штеттина Д.Жилли. Война Пруссии с Француской республикой и экономические условия ограничила возможность осуществлять застройку Берлина.

Режим строгой экономии привело к новому функциональному назначение здания – утилитарность превратилась в формообразующий фактор. Примером явился, построенный Г. Генцем, Королевский монетный двор (1798-1800 гг.).

Строительство Бранденбургских ворот, с восточной стороны города, сооруженным архитектором К.Г. Лангхансом, явился примером возрождением греческой архитектуры и послужил прототипом Афинского акрополя Пропилея.

Проект Ф. Жилли Национального театра в Берлине (1798 г.) оказал влияние на развитие романтического классицизма далеко за пределами Германии. Богатая и материальная архитектура опиралась на античность, несмотря на свое новаторство.

Противоречивость архитектуры в Германии, и в частности в Берлине в начале XIX века была хорошо заметна в трудах ведущего европейского архитектора К. Ф. Шинкеля (1781-1841 гг.)

Работы архитектора К.Ф. Шинкеля в Берлине:

  • Старый музей
  • Дворцовый мост
  • Новая гауптвахта
  • Фридрихвердерская церковь
  • Концертный дом на Жандарменмаркт
  • Национальный театр
  • Строительная академия

В период освободительной войны против Наполеона архитектуру средневековья рассматривали как выражение «единства немецкого прошлого, настоящего и будущего»

В 1815 году Шинкель начал осуществлять этап творчества под девизом «ощутить европейскую архитектуру равнозначной продолжению греческой». В данный период возведены наиболее значимые работы архитектора, которые по сей день определяют облик Берлина: Новая гауптвахта (1816–1818 гг.), Старый музей (1823-1830 гг.), Национальный театр (1818–1821 гг.).

Из «Курса архитектуры Королевской политехнической школы» Ж.Н.Л. Дюрана Шинкель выбрал один из образцов и воплотил в жизнь в здании Старого музея. План был воплощен с круглой ротондой в центре и длинным портиком на фасаде. Парадная лестница была запроектирована в духе немецких традиций.

Новаторские решения, при котором удалось придать кубическим объемам тектоническую ясность классическим ордерным системам, удалось осуществить в зданиях Национального театра и Новой гауптвахты.

Начало промышленного переворота в Германии, и понятие «целесообразность» и «функциональность» плана, декора и конструкций как основа принципов всех сооружений было с блеском воплощено в здании Строительной академии (1831-1836 гг.)

Неостили эпохи романтизма и эклектики в архитектуре Берлина

Одним из стилей эпохи романтизма и эклектики является необарокко. Расцвет пришелся на вторую фазу эклектики, на 1870-е годы. Праздничное ощущение архитектуры достигалось обилием декоративных элементов. Здание Рейхстага (1884-1894 годы) было построено именно в стиле необарокко.

В Берлине началось строительство многоквартирных арендных домов. Основным типом стали пятиэтажные дома с маленькими квартирами. Происходит постепенный переход от классического объемного решения здания, присущему классицизму, к плоскостному.

Модерн в архитектуре Берлина

На рубеже XIX- XX веков в стремлении преодолеть эклектизм возник стиль модерн, в Германии его называют югендштиль. Архитектура югендштиля подразумевало использование электрических декоративных приемов. Например, независимо от того, что во внешнем облике здания Анхальтского вокзала в Берлине (1880-1885 гг.) было выявлено функциональное назначение, на фасадах применены элементы рундбогенстиля.

Идея вернутся к национальным истокам в архитектуре привела к формированию «неоромантизма» к 1880 годам. В 1897–1904 гг. А. Мессель возвел в Берлине универсальный магазин Вертхейма в форме неоготики. Экспрессивность характера Ганса Пёльцига позволила выполнить интерьер зрительного зала в Большом театре в Берлине (1919) в виде грота с окружающими купол сталактитами, свисающими вниз. Подсветка осуществлялась скрытыми лампами.

Замечание 2

Романтическая идеализация технического прогресса проявилась в промышленных постройках Беренса.

Комплекс заводских зданий для фирмы АЭГ отразил стремление архитектора создать тип нового промышленного объекта, основу которого составлял железобетонный каркас, заполненный остеклением. Примером является зал турбинного завода АЭГ (1909) со сложным округлым завершением. Его торцовый фасад был фланкирован пилонами, не оправданными конструктивно, но отражавшими идею постройки – «храма силы».

Дата последнего обновления статьи: 06.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot