Виды опор мостов и их особенности
Мосты возводятся повсеместно, они стали неотъемлемой частью современной транспортной инфраструктуры. Мосты позволяют преодолеть водные препятствия и проложить трассу по оптимальному маршруту. Опоры мостов подбираются и проектируются в соответствии с конкретными конструктивными решениями и назначением моста. Легкие пешеходные мосты не требуют возведения крупногабаритных конструкций, в то время как для моста под железнодорожные пути необходимы массивные опоры и соответствующие фундаменты.
Мостовые опоры можно подразделить на следующие категории:
- массивные, их применяют при сложных условиях для повышения надежности;
- стоечные, названные так из-за их формы, стойки объединены сверху насадкой;
- рамные, они похожи на стоечные, но собираются из плоских рам;
- пустотелые, это железобетонные блоки, круглого или прямоугольного сечения;
- свайные, они выполнят роль и фундамента, и основы, сверху объединяются насадкой;
- комбинированные, совмещают несколько типов в одном.
По способу изготовления опоры могут быть монолитные, изготавливаемые на площадке и сборные. По расположению все опоры деяться на крайние (устои) и промежуточные (быки). Быки (промежуточные опоры) – это опоры моста, на которые приходится опирание пролетных конструкций. Промежуточные опоры больше, чем береговые подвержены воздействию горизонтальных нагрузок, к которым относятся ледоход и навал судов.
Тело опоры также может иметь различное поперечное сечение - прямоугольник, круг, прямоугольник с закруглёнными краями или с заостренными гранями. На форму оказывает влияние класс реки и интенсивность ледохода. Закругление или заострение опор применяется для опор, размещаемых в русловой части, они должны беспрепятственно пропускать поводки без подмыва грунта.
При проектировании внимание уделяется конкретным условиям площадки и назначению моста. К примеру, если мост будет эксплуатироваться в условиях волнового и ледового воздействия, то требуется дополнительный расчет нагрузок, учитывающий это воздействие на опоры.
Рисунок 1. Мост с закругленными опорами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Популярные материалы
Материалы для возведения опор должны соответствовать условиям работы и режиму эксплуатации. Среди самых популярных и универсальных материалов можно назвать:
- железобетон, который применяется в большинстве сооружений. За счет добавок может быть скорректирована его водопроницаемость. Точный расчет позволяет создать такую конструкцию, которая справится с вибрационной и статической нагрузкой. Этот материал хорошо себя зарекомендовал, он неприхотлив в эксплуатации, легко подвергается ремонту;
- стальные опоры также широко распространены, такие опоры более долговечны и весят меньше, чем бетон. Это позволяет снизить нагрузку, которая приходится на фундаменты;
- древесина также применяется при строительстве, из нее могут быть выполнены опоры для небольших сооружений. Древесина легко подвергается обработке, имеет небольшую массу, ее легко транспортировать и найти практически в любом регион. В ее недостаткам относится низкая устойчивость к действию гнили и пожара.
Также для мостов может быть использован алюминий и его сплавы. Его сфера применения ограничена, так как этот материал не может выдерживать больших нагрузок, но он устойчив в коррозии, и низким температурам, очень легкий и отличается простотой формовки
Опоры для мостов всегда проектируются и рассчитываются совместно с разработкой всего проекта. Выбор другого материала для опор моста редко бывает целесообразен, так как требуются дополнительные издержки на заказ другого материала.
При этом от материала зависит очень много и методика расчета, и технология производства работ. При выборе материала также учитываются условия региона, выбранный материал должен быть доступен и экономически целесообразен.
Опоры мостов разрабатывают для передачи нагрузки от пролетных строений на грунты и основания и к ним предъявляются повышенные требования по надёжности, прочности и устойчивости. Мостостроение это отдельная область строительства, которая функционирует по своим правилам. Мосты - незаменимый связующий элемент, который многократно увеличил возможности для перемещения и людей, и грузов. Но также это и искусственный объект, который должен быть спроектирован и рассчитан согласно современным методикам, чтобы обеспечить безопасную и долгую эксплуатацию.