Необарокко
Многие стили переживали свое второе рождение в период историзма, в том числе и барокко.
Необарокко является одним из неостилей, который сформировался в 19 веке под влиянием историзма. Одной из черт необарокко является то, что в отличие от других неостилей он проявлялся менее определенно и не как самостоятельный стиль, а в сочетании с другими стилями. Отчасти это объясняется тем, что и само барокко основывалось на различных исторических прототипах в разных странах, что в итоге привело к особенностям развития.
Необарокко как стиль получил своей развитие в таких странах как:
- Россия;
- Польша;
- Чехия;
- Латинская Америка;
- США.
Неостили стали результатом ретроспективного мышления, они были вторичны по отношению к историческим стилям, которые их породили. Если классицизм не является неостилем, хоть и порожден античностью, то неостили лишь подражают своим образцам и не имеют под собой глубокой основы. В необарокко мы видим такие нетрадиционные элементы, как:
Одной из причин развития историзма стало появление иллюстрированных публикаций в журналах и книгах, в которых описывались результаты обширных исследований архитектуры прошлых эпох.
Неостили, несмотря на все попытки имитации, остаются лишь оболочкой. Художникам неостиля всегда характерна эклектичность, они смешивают прошлое и настоящее.
Неостиль – это вторичный стиль, который стремится к исторической стилизации и искусственном воссоздании ушедшего стиля. К неостилям относятся неоренессанс, необарокко, неоготика, неорококо и неорусский стиль
архитектуре - дворец Белосельских-Белозерских, архитектор А. Штакеншнайдер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Один из самых ярких примеров необарокко в русской архитектуре - дворец Белосельских-Белозерских, архитектор А. Штакеншнайдер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Необарокко в русской храмовой архитектуре XIX-ХХ веков
В архитектуру Санкт-Петербурга необарокко проник в середине 19 века. Его популярность также была связана с интересом к прошлому. Но поскольку барокко для России не был национальным стилем, а был привезен Петром 1 лишь в 18 веке, то в истории русской культуры не было предшествующих барокко этапов, Возрождения и маньеризма.
Поэтому в отсутствии более древнего содержания необарокко обращается к образцам петровского барокко, зданиям Растрелли 18 века. С точки зрения стиля, это не столько чистый барокко, сколько смешение маньеризма, ренессанса и барокко. Самыми известными примерами необарокко являются Особняк Бутурлиной (построен в 1860 году, архитектор Г. Боссе), здание Большого драматического театра (построено в 1878 г, затем реконструировано в 1901-1902 гг., архитекторы Д. Фонтана и А. Гаммерштедт), дом Разумовской (построен в 1848 году, архитектор Р. Бернгардт)
В храмовой архитектуре можно обнаружить черты необарокко в интерьерах Исаакиевского собора, который возводился в 1818-1858 годах по проекту Монферрана.
В отделке Исаакиевского собора использовался природный камень различных оттенков, а все камнерезные работы выполняли русские мастера.
Также в стиле необарокко построена Воскресенская церковь на Смоленском кладбище. Это проявление необарокко пришлось уже на расцвет модерна. Архитектор церкви Демяновский В. А, здание было завершено к 1903 году. Церковь размещалась в здании до 1930, позже его отдали под хозяйственные нужды.
Рисунок 2. Воскресенская церковь на Смоленском кладбище, архитектор Демяновский, стиль –необарокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самым главным зданием в стиле необарокко в Санкт-Петербурге является дворец Белосельских-Белозерских, архитектора А. Штакеншнайдера. Общая композиция была сформирована по примеру дворца Строгонова, который спроектировал Растрелли. Для декора Штакеншнайдер применяет выразительные фигуры атлантов, которые расположены на первом этаже. «Петербургское возрождение», так было названо художественное движение, которое было вдохновлено волной ретроспективизма уже в начале 20 века и стремилось возводить сооружения в стиле петровского барокко, как исконно присущие городу.
Неостили в архитектуре не всеми воспринимались однозначно положительно. Так же как и критика эклектики, критика необарокко связана с тем, что искусство не воспроизводит ничего нового, и неостили лишь повторяют старые образцы. По мере развития историзм уступил место модерну, а затем функционализму. В рамках нового стиля функционализма декор, который был основным инструментом пластики фасада, практически исчез, уступив место объему, форме и линиям.