Понятие «культурный слой» изначально использовали археологи, но затем оно перекочевало и в другие дисциплины и теперь активно используется всеми специалистами в сфере искусства.
Культурный слой
Под культурным слоем понимается наслоение грунта в месте поселения человека, в котором сохранены следы его деятельности, к примеру:
- сломанные инструменты;
- вещи;
- посуда;
- остатки зданий или сооружений и т. п.
Толщина слоя может составлять несколько сантиметров, а может достигать нескольких десятков метров, эта величина зависит от местных условий, от видов деятельность людей и сроков их проживания на данной территории.
В грунте многие артефакты сохраняются лучше, чем на поверхности из-за отсутствия воздуха. Так сохранились берестяные грамоты в Великом Новгороде за счет большой толщины влажного слоя. По этим находкам историки восстанавливают исторические события, составляют портреты типичного жителя местности, его рода деятельности, увлечений, уровня развития.
В культурном слое выделяют артефакты, сооружения, биологические и небиологические остатки. Артефакты – все предметы, найденные в слое, к примеру иголки, обрезки ниток, кусочки шлака, они говорят об уровне производства. Сооружения определяют по остаткам фундаментов или по отличающемуся заполнению окружающей почвы. В местах стоянок почва содержит большее количество органических материалов. К биологическим материалам относятся кости, древесина, раковины, зерна. К неорганическим остаткам относятся песчаные, галечные или почвенные отложенным в местах пребывания людей.
Элементы, найденные в культурном слое рассматриваются в рамках археологического комплекса. В закрытом комплексе оказываются элементы, которые попали в слой в один момент, хотя они могут быть сделаны в разное время, в этом случае важна целостность и связность между собой элементов комплекса, как в примеру инвентарь для погребения.
Если археологический комплекс нарушался, то он перестает быть закрытым и становится открытым. Границы открытого комплекса устанавливает археолог, он может рассматривать несколько пластов вместе, стремясь связать их содержание логически или наоборот разделить на разные культурные слои.
Стратиграфия – это порядок чередования напластований слоев по отношению друг к другу и по отношению к подстилающим и перекрывающим горным породам.
Рисунок 1. Формирование культурных слоев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наслоение культурных слоев в одном объекте
Как правило, слои на территории накапливаются друг за другом, например:
- до поселения человека на данной территории - грунт (глина и песок);
- с приходом первых людей начинает формироваться культурный слой, в нем присутствуют битые горшки, сломанные инструменты, остатки от строительства;
- по мере существования поселения увеличивается количество пищевых отходов, навоза, соломы, из-за чего постепенно поднимается уровень поверхности и первые предметы жизнедеятельности скрываются под слоем грунта;
- на следующем этапе первые постройки разрушаются, чаще всего в результате пожара, и формируется новый культурный слой уже с фундаментами сгоревших сооружений;
- возобновляется новое строительство и формируется новый культурный слой, новые отходы жизнедеятельности, сломанные тарелки, наконечники стрел, обрезки кожи.
И так слой за слоем нарастают на данной территории, раскопки на этом месте позволят воссоздать историю ее заселения.
Отходы жизнедеятельности первых людей и современного человека сильно разнятся, сегодня мы выбрасываем больше пластика, который разлагается сотни лет, а раньше люди выбрасывали больше органики, к примеру навоза, соломы, которые быстро разрушаются. Да и современная система вывоза мусора работает на то, чтобы все отходы собирались в одном месте, в том время как раньше они никуда не перемещались.
Рисунок 2. Местность рассматривается как результат формирования и наслоения культурных слоев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе стратиграфии лежит принцип перекрывающихся напластований, согласно которому каждый последующий слой моложе предыдущего, но этот принцип применим лишь к отдельным областям, то есть глубина залегания может оказаться обманчивой, и предмет залегающий на небольшой глубине в одной местности может быть древнее того, что лежит глубже в другой.
Также во внимание должны приниматься: принцип прорезания (прорезавший слой появился позже прорезанного), принцип ассоциации (закрытый слой определяет время входящих в него элементов), принцип позднего элемента, по которому определяется граница формирования слоя.