Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музеефикация и руинирование как способ сохранения культурного наследия

Музеефикация как способ сохранения культурного наследия

Чтобы сохранить объекты культурного наследия используются разные методы, самыми щадящими для самого памятника являются музеефикация и руинирование.

Старинный особняк без электричества и работающего водопровода вряд ли сегодня заинтересует молодую семью в качестве первого жилья. Равно как и дворец, принадлежащий когда-то большой богатой семье, сегодня является бесконечным источников расходов на починку постоянно протекающей крыши. Эти объекты не подходят по своему назначению для современной среды, в них нельзя жить. Но их состояние, отсутствие коммуникаций, печное отопление, длинные анфилады комнат являются ценными для понимания истории и уклада жизни наших предшественников.

Поэтому самым безопасным для таких зданий будет превращение их в музеи, т. е. музеефикация. Дом, в котором жил Пушкин или Бажов уже не будет рассматриваться как жилой дом, со всеми требованиями к жилому дому, это будет музей, где ценность имеют все объекты материального наследия, предметы мебели, декора, одежды.

Впервые понятие «музеефикация» было введено в научный оборот в 20-е годы прошлого века, но активно начало использоваться только с середины прошлого века. Музеология как дисциплина переживала бурный рост в 60-80 годы прошлого века.

Музеефикация сегодня ведется в двух направлениях:

  • музеефикация памятника как самостоятельного объекта показа. Памятник реставрируют, консервируют или воссоздают для функционирования в новой роли;
  • размещение в памятнике музея с сохранением архитектуры и художественных особенностей.
Определение 1

Музеология – это научная дисциплина, которая изучает историю создания музеев, их общественные функции, методику музейного дела.

Руинирование как способ сохранения культурного наследия

За пределам города ситуация с охраной объектов культурного наследия еще сложнее, чем внутри. Часто исследователи обнаруживают останки зданий, остовы усадеб, стены церквей, разрушенные цеха. На фоне экономического спада разруха, поглотившая многие села, не оставила таким объектам и шанса на выживание.

«Музеефикация и руинирование как способ сохранения культурного наследия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Но как ни парадоксально, даже в таком печальном виде они все же представляют ценность и интерес.

Восстановить такие объекты в большом количестве невозможно, у местных администраций не хватит средств даже на разработку проекта, но все же и с этими объектами можно разработать, если создать вокруг них минимальную инфраструктуру и привлечь инвесторов.

Этот проект может быть интересен многим:

  • для малых городов это способ обрести источник дохода, найти свой бренд;
  • для туристов – это новые места и новые ощущения;
  • для профессиональных сообществ – это новые возможности для исследований, анализа;
  • для представителей бизнеса – это новые отрасли экономики, в которых пока нет конкурентов.

В руинах зафиксирован человеческий опыт, который смог преодолеть время и пространство. В руинированном объекте или пространстве также остается важной связь между архитектурой, средой и человеком. Руины в Греции, Италии привлекали и привлекают миллионы туристов. Многовековые колонны, остатки древних статуй могут рассказать многое о прошлом, в котором они были созданы.

Пример руин, которые обладают неоспоримой эстетикой и привлекательностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пример руин, которые обладают неоспоримой эстетикой и привлекательностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Подходов к архитектурному наследию сегодня выработано очень много и все они индивидуальны. То, что подходит одним странам, сложно инсталлируется в других в силу разницы в восприятии архитектуры горожанами и разных нормативных инструментов. Поэтому приемы множатся, адаптируются под конкретные условия.

Каждый объект уникален, а уж каждый исторический объект уникален вдвойне. История, контекст, окружение накладываются друг на друга создавая определенное поле возможностей и ограничений для его последующего использования. В музеефикации и руинировании усилия архитекторов минимальны. Мы не меняем объект, не надстраиваем, не маскируем, наоборот мы стремимся сохранить подлинность в первозданном виде, даже если это означает, что перед нами будет лишь осколок прошлого.

Самым важным в объектах культурного наследия является подлинность, которую нельзя заменить, нельзя восстановить, воссоздать, ее можно лишь сохранить или утратить. Иногда лучше не делать ничего, чтобы не испортить то, что есть. Именно этот подход мы видим в руинировании и музеефикации.

Дата последнего обновления статьи: 07.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot