Лифт и автомобиль – это два великих открытия, которые навсегда изменили наши города. Благодаря лифтам города выросли вверх, они перевернули с ног на голову всю иерархию помещений, если до изобретения лифта верхние комнатки под крышей считались жильем для студентов, то сегодня верхние этажи стоят гораздо дороже нижних. Автомобиль позволил разрастись городам вширь, изменив понятие «далеко» или «близко» и связав все части города крепкой сетью автомобильных широких дорог.
Но стоимость технологического прогресса тоже оказалась велика, ведь каждая машина нуждается в парковочном месте, и не в одном, а в нескольких (одно возле дома, другое у работы, третье у магазина и т.д.). Далее рассмотрим какие требования предъявляются к размещению паркингов и автостоянок в городе и почему их делают многоэтажными.
Паркинги и автостоянки
Классификация мест хранения автомобилей включает парковки (парковочные места) и автостоянки, их отличия состоят в следующем:
- стоянка – это здание, сооружение или площадка, которая создана для хранения транспортных средств (легковых автомобилей мотоциклов, мопедов и т.д.);
- парковочное место - часть дороги, отведенная для стоянки автомобилей. Парковки, размещаемые вдоль улиц, не должны затруднять проезд других машин и пешеходные пути;
- паркинг – это сооружение, вид стоянки автомобилей, не предназначенный для ремонта автомобилей, он также не приспособлен для хранения запчастей, в отличие от гаража. Паркинг состоит из машиномест.
Таким образом термин автостоянка включает в себя паркинги, гаражи, стоянки, а к парковки являются частью дорожного полотна. Автостоянки разбиваются на машиноместа, а парковки на парковочные места.
Парковочное место — это специально оборудованное место, которое может быть частью дороги иди примыкать к ней, использующееся для стоянки транспорта.
СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей» является актуализированной редакцией СНиП 21-02-99 и содержит определения, требования и рекомендации по проектированию автостоянок.
Требования к размещению автостоянок и паркингов городе
Смирившись с неизбежностью роста количества автомобилей в городе, администрации ничего не оставалось кроме как разработать нормы и требования для обеспечения равными правами всех участников процесса. В разных городах вопросы регулирования личного и общественного транспорта решаются по-разному, к примеру, вводятся платные дороги, ограничение на въезд в центральную часть города в течение рабочего дня, ограничение количества автомобилей и т.п. Большинство стран уже признало, что автомобилизация и разрастание города это одна из современных проблем, которая требует решения и внимания. С одной стороны, она может решаться за счет развития системы общественного транспорта и грамотного зонирования внутри районов, создавая условия для решения всех текущих нужд без участия автомобиля, с другой стороны создание такой системы требует серьезных финансовых и временных затрат.
При разработке проект многоэтажной автостоянки мы должны учесть следующее:
- использование перехватывающих стоянок позволяет разгрузить центр города и не создавать пробки;
- использование подземных паркингов на несколько этажей необходимо для экономии ресурсов, при этом подземные стоянки допускается размещать под проездами, улицами и газонами;
- стоянки могут быть как надземными, так и подземными, в том числе могут располагаться на кровле, могут быть пристроенными или встроенными частями зданий другого функционального назначения. При этом открытая стоянка на эксплуатируемой кровле не считается за этаж, если на ней нет навеса;
- на стоянке должны быть выделены места для маломобильных групп населения, обозначенные согласно требованиям СП;
- парковка может осуществляться как водителями, так и механизированными устройствами;
- наземные стоянки могут иметь не более девяти этажей, а подземные не более пяти.
Рисунок 1. Автостоянка при клинике университета Сент-Люк, Брюссель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Многоуровневые стоянки стали полноправными участниками городской среды, их критикуют за индустриальный облик, но без них проблема с поиском места для хранения машины была бы в несколько раз острее. Зарубежные проекты демонстрируют, что даже автостоянки могут выглядеть оригинально и привлекательно, внося разнообразие в городскую среду. Проектирование многоэтажных стоянок и паркингов позволяет более эффективно использовать выделенный под строительство участок, но и накладывает определенные требования по созданию объекта, который бы вписался в окружающую застройку. Архитекторы, применяя современные материалы и свежие идеи в отделке фасадов, могут создать интересные проекты даже для автостоянок.