Луи Лево
Луи Лево (1612 – 1670) – это известный французский архитектор, который является одним из основоположников французского классицизма. В период с 1653 по 1670 гг. он занимал должность первого королевского архитектора. Над крупнейшими проектами Лево обычно работал в паре с ландшафтоустроителем Ленотром и интерьерным художником Лебреном.
Родился Луи Лево в Париже, в семье архитектора. Лево проходил обучение в Италии, в частности, в Генуе и в Риме, в период господства барокко. Большое влияние на его творчество оказал архитектор Франсуа Мансар. Лево в определенный период отошел от ренессансно-барочных архитектурных форм и обратил внимание на более простые элементы, близкие классицизму. По этой причине Луи Лево был признан одним из лучших мастеров классицизма во Франции.
Рисунок 1. Версальский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Луи Лево занимался строительством роскошного дворца для суперинтенданта финансов Николя Фуке. Дворцовый ансамбль получил название Во-ле-Виконт и быстро привлек внимание короля Людовика XIV. После отстранения Фуке именно Лево было поручено повторить прошлые архитектурные успехи в проектировании Версальского дворца. Одновременно с этим Лево занимался реконструкцией дворца Тюильри.
Под надзором Луи Лево было построено здание Французской академии, а также несколько городских особняков («отелей»), например, жилой квартал на острове Сен-Луи.
К основным архитектурным работам Луи Лево можно отнести такие здания, как:
- Отель Ламбер;
- Во-ле-Виконт;
- Луврский дворец;
- Версальский дворец.
Последним этапом творчества для Луи Лево стала работа над Версальским дворцом. Надо сказать, что дворцово-парковый ансамбль Версаля строился в пригороде Парижа. В его создании на протяжении долгого времени участвовали многие архитекторы, но первоначальными его создателями называют Луи Лево и Андре Ленотра. Лево пытался внести некоторую свободу и живость в торжественное архитектурное зрелище. Садовый фасад Версаля имел террасу на втором этаже, где позднее была организована Зеркальная галерея. Однако, подобная принадлежность загородной резиденции пришлась не ко времени. Лево Умер в 1670 году в Париже, а возведение дворца продолжалось под руководством Ардуэна-Мансара.
Во ле Виконт
Интересно, что преемником архитектора Лемерсье на посту Первого архитектора стал не Мансар, а Луи Лево, которому сразу было поручено заняться возведение Лувра (1654). Лево занимался восточной частью сооружения, замкнув основной «квадрат» дворца. Известно, что Лево также работал в Венсенском замке и в 1656 году начал строительство замка Во.
Во ле Виконт является классической французской усадьбой XVII века, расположенной в окрестностях Мелена (55 км на юго-восток от Парижа). Как уже отмечалось выше, строительство лучшего по тем временам частного дворца во Франции затеял генеральный контролер финансов Франции Фуке.
Что касается замка Во ле Виконт, то он был построен архитекторами Лево, Лебреном и Ленотром. Каждый из них выполнял свою особую функцию. Лебрен был живописцем-декоратором, а Ленотр занимался оформлением парковых ансамблей. Здесь была сформирована парадная резиденция с регулярным садово-парковым ансамблем, который являлся образцом системы французских регулярных парков. Вслед за этим подобная технология была применена при возведении Версаля. Следует заметить, что с композиционной точки зрения здание весьма сходно с замком Мэзон Ф. Мансара (по общим планировочным и объемным решениям). Основное отличие этих двух объектов заключалось в том, что в архитектуре Во ле Виконт был применен большой ордер в виде пилястр, охвативших фасад по всей высоте. Во внешних формах здания архитектура барокко практически не ощущалась, если не принимать во внимание большого купола над овальным главным залом.
Рисунок 2. Во ле Виконт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сотрудничество трех великих мастеров привело к созданию памятника искусства, ставшего одним из первых образцов стиля короля Людовика XIV, который основывался на единстве архитектуры, внутренних декоративных аспектов и парковых ансамблей.
Весьма интересной можно назвать сдвоенную планировку апартаментов в замке Во, где Лево разместил анфиладу с выходом в сад на первом этаже, что позволило избавиться от монументальной лестницы. Лишь центральная гостиная здесь имеет итальянский свод, который достигает высоты всего здания.
Интерьеры замка Во отличались пышностью и роскошью. Примером здесь может служить парадная спальня с мраморной облицовкой и декоративные детали, позолоченные бронзой.
Парковый ансамбль замка состоит из ряда отдельных фрагментов, нанизанных на единую ось. Эти фрагменты представляют собой плоские лестницы, площадки водоемов и аллеи. Геометрическая структура их очертаний, стриженая зелень – все это оживлялось расставленной скульптурой в стиле барокко.
Французский парк
Строительство садово-паркового ансамбля замка Во было завершено в 1662 году. Этот проект являлся одним из самых совершенных работ Ленотра.
Сложнейшая сеть дорожек и аллей соединяла склоны холмов, лестниц и водных пространств. Ничто не было здесь оставлено на волю случая: например, замок выглядел еще более изысканным на фоне открытой перспективы, словно ведущей в бесконечность.
Общий план архитектурного замка Во ле Виконт был подчинен потребностям человеческого визуального восприятия и включал те искажения, которые были необходимы для того, чтобы равновесие пропорций было сохранено на расстоянии.
При сравнении замков Во и Марли очевидно, что для соблюдения равновесия пропорций архитекторы использовали итальянскую концепцию. Они отдавали предпочтение рекам и водопадам. Они возводили главные и вспомогательные сооружения на склонах. Главные постройки чаще всего размещались в самой середине сада, что давало гораздо более тесную связь архитектурного ансамбля с пейзажем.