Существуют три классических архитектурных ордера, коринфский ордер является самым пышным и декоративным из них.
История появления коринфского ордера
Дорический и ионический ордера Витрувий сравнивал с мужским и женским началом, а коринфский – со стройной девой. Он же описал легенду, рассказывающую историю появления коринфского ордера. Мастер Каллимах прогуливаясь по Коринфу и его территориям встретил на своем пути могильный холм, украшенный ивовой корзинкой, наполненной различными вещами умершей девушки и закрытых черепицей, через прутья корзины проросли растения аканфа и образовали некое подобие букета. Эта идея так вдохновила мастера, что он сделал несколько колонн с таким декором и таким образом установил правила коринфского ордера.
Согласно другой теории происхождения коринфского ордера, который так разительно отличается от двух других ордеров является египетская капитель с украшением из пальмовых листьев.
Первая коринфская капитель датируется 410 годом до нашей эры, она была найдена на руинах храма бога Аполлона, расположенного в Бассах.
Каждый из ордеров подчиняется строгой геометрии и его пропорции должны соответствовать определенным значениям:
- длина колонны с базой и капителью составляла 9,5 модулей;
- 24 каннелюры, отделены друг от друга дорожками;
- диаметр колонны - одна десятая часть высоты;
- на нижнем ряду размещены 8 малых листьев;
- абака с вогнутыми сторонами поддерживаемыми 5 большими и 4 малыми завитками, имеющими спиралевидную форму;
- верхний ряд состоит из 8 больших листьев;
- пьедестал составляет четверть высоты колонны.
Колонна, используемая в коринфском ордере сама высокая (20 м), она могла быть отделана канелюрами, как в ионическом ордере. Антаблемент мог быть как дорического, так и ионического образца, также встречались и смешанные типы. Построение классического ордера описано Виньолой.
Абака -это часть колонны, верхняя плита капители в виде квадратной каменной плиты. Слово происходит от латинского «abacus», что означает доска. Функционально абака позволяла перенести вес от фронтона на ствол колонны.
Рисунок 1. Коринфский ордер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Широкое распространение этот ордер получил в эллинистическую эпоху, в пятом веке до нашей эры и окончательно оформился в 4 веке до нашей эры, он является наиболее пышным и декоративным из всех ордеров.
В легенде о происхождении и в самом ордере зашифровано символическое послание, через религиозно-символический образ ордера передается представления о чистоте и возрождении.
Элементы коринфского ордера
Все ордера обладают гармонией за счет соразмерности частей и целого, коринфский ордер также состоит из нескольких частей, которые создают единство композиции, в их число входят:
- пьедестал, у которого есть база, состоящая из плинта, полки, валика и выкружки, а также стула и капители пьедестала;
- колонна, которая состоит из базы, ствола и капители. Капитель состоит из полки, ряда нижних, средних и верхних листьев, завитков, полки и четвертного вала;
- антаблемент, которой состоит их архитрава, фриза, карниза;
- аттик.
Самой декорированной частью ордера является капитель. Она состоит из основы- колокола, покрытого сверху сложной в плане абакой. От уровня астрагала идут четыре стебля, которые закручиваются волютами под углами абаки, выступающими вперед. Между этими четырьмя крупными стеблями располагаются два более тонких, всего 12 стеблей. Стык абаки и колокола закрыт листом, а поверх стеблей на колоколе располагаются листья аканта, расположенные в три ряда. В основании капители располагаются бусы, а завершает капитель киматий.
Варианты детализации коринфского ордера могут быть различны, различают римско-коринфскую капитель, а также греко-коринфскую. Несмотря на отличия они должна подчиняться общим пропорциям и законам композиционного единства.
Полная высота ордера составляет 32 метра, высота неполного ордера 25 метров.
Рисунок 2. Коринфский ордер в Храме Зевса в Олимпии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коринфский ордер является одним из самых узнаваемых и вдохновляющих ордеров, его часто используют и в современных постройках, которые стилизованы под архитектуру Древней Греции и Рима. Построение ордеров всегда ведется согласно определённым алгоритмам, которые позволяют соблюсти все пропорции и не пропустить ни один из важных элементов. При сравнении трех ордеров сразу становится видна разница между ними, коринфский ордер отличается пышностью и величием, ионический изяществом, а дорический основательностью.