Краткая биография
Константин Андреевич Тон (6 ноября 1794 года – 6 февраля 1881 года) – русский архитектор, является разработчиком «русско-византийского» направления в архитектуре. Данный стиль получил широкое распространения во времена правления Николая I, которому очень симпатизировали такие формы. Среди наиболее известных построек архитектора:
- храм Христа Спасителя, Москва;
- Большой Кремлёвский дворец, Москва;
- пристань со сфинксами у здания Академии художеств.
Константин являлся родным братом архитекторам Александру и Андрею Тонам.
Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения. Учился в школе при лютеранском приходе Петра и Павла с 1801 по 1804 годы.
После окончания школы Константин Тон поступил в Императорскую академию художеств и с 1808 года изучал архитектуру под руководством известного архитектора того времени А.Н. Воронихина. В 1815 году Константин заканчивает академию, получив звание художника первой степени, а также награду в виде малой золотой медали, присужденной за проект здания Сената. Примечательно, что Тон был оставлен при академии, чтобы впоследствии отправиться на стажировку за границу.
В 1817 году изменилось руководство академии. Это послужило основной причиной отправления Константина Андреевича на службу при комитете строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. В это время им был разработан проект «Немецкого Трактира» на Крестовском острове. В 1818 году благодаря своему проекту городской ярмарки Константин Тон получает возможность отправиться в Италию на 6 лет.
По приезду в Рим, Константин Андреевич увлекается изучением памятников античного зодчества и сравнением первых храмов в христианстве с церквями последних времен. После Тон отправляется в продолжительное путешествие на юг Италии и в Сицилию. По возвращении в Рим Тон разрабатывает проект церкви, напоминающей древнюю базилику, но сочетающей подобный вид с православным богослужением. Примечательно, что этому религиозному сооружению был придан вид греческого храма. В этот же период Тон создает проект госпиталя по заданию Римской академии.
В 1822 Константин Андреевич отправляется во Флоренцию, где занимается представлением своих разработок местной академии, после рассмотрения проектов Тона принимают в ее члены. Объездив всю Италию Константин Тон направляется в Женеву, где разрабатывает проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля. После этого едет в Париж и занимается рисованием неаполитанских и сицилийских этюдов.
Рисунок 1. Константин Тон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конце своей шестилетней поездки в Европу Константин Андреевич сосредотачивает внимание на реставрации римских памятников античного зодчества. Среди таких проектов:
- храм Фортуны в Пренесте;
- дворец Цезаря в Риме на Палатинском холме;
Последний проект реконструкции сильно повлиял на репутацию Константина Тона как ученого художника. Благодаря этому на проект обращает внимание Николай I, который в 1828 году причисляет Тона к своему кабинету с содержанием в 3000 рублей в год.
По возвращении в Санкт-Петербург Тон получает поручение по реконструкции бывшего конференц-зала Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, а также по устройству нового конференц-зала. В 1830 году Тон получает звание академика и должность профессора архитектуры.
Архитектура Константина Тона
Еще в 1829 году выносится на рассмотрение вопрос о строительстве московского храма Христа Спасителя. Изначально площадкой для строительства должна была стать местность на Воробьевых горах, однако от нее отказались по разным причинам. Надо сказать, что и первоначальный проект храма, разработанный А. Л. Витбергом был признан неосуществимым. В этой связи Константину Тону предстояло разработать новый проект на строительство в другом месте Москвы. Примечательно, что данную задачу Константину Андреевичу было поручено выполнить с условием непременного сходства нового величественного храма со старинным русским стилем. Императору понравился предложенный проект храма и объект был утвержден для строительства.
Помимо величественного храма Христа Спасителя Константин Тон занимался проектированием церкви чудотворца Митрофана в Воронеже (1832). В это же время Константин Андреевич разрабатывает проект монастыря на 100 монахов, за него Тон получил впоследствии звание профессора 2-й степени.
К 1836 году Константин Тон в команде с другими русскими архитекторами составляет проект памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле и приступает к возведению церкви Введения Богородицы в Семеновском полку. В последнем сооружении наиболее четко прослеживаются черты храмов, считавшихся возрождением старинной русской архитектуры церковных сооружений с усовершенствованием форм, выражающихся в лучшей гармонии изяществе.
Примечательно, что по поручению правительства Константин Тон разработал ряд типовых проектов церквей на 200, 500 и 1000 человек. Это было сделано для того, чтобы архитекторы Российской империи безоговорочно придерживались канонических форм.
Рисунок 2. Храм Христа Спасителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последние годы
Надо сказать, что последние годы деятельности Константина Андреевича Тона были не менее плодотворными, чем предыдущие. После смерти И.А. Мельникова в 1854 году Тон был назначен ректором академии. В это время Тон разрабатывает проекты для статуи Георгия Победоносца в Георгиевском зале Кремлёвского дворца. Также Константин Тон проектирует несколько церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в число которых входит главный иконостас для храма Христа Спасителя. Занимается разработкой конструкции металлического шпиля колокольни в Санкт-Петербурге, данный проект привел в исполнение инженер Д.И. Журавский.
Широкая проектная деятельность не отвлекала Константина Тона от преподавания в архитектурном классе академии. Под его руководством в течение 24-летнего срока занятия этой должности было выпущено более двухсот молодых талантливых архитекторов.
Константин Андреевич Тон умер в Санкт-Петербурге в 1881 году и был похоронен на Волковском кладбище.