Кирпич
Кирпич — самый распространенный материал в строительном деле. Кирпичная техника постоянно привлекала внимание историков древнерусской архитектуры. При этом технологическая сторона кирпичного производства оставалась практически неизученной.
Археологические раскопки памятников древнерусского зодчества, а также изучение кирпичеобжигательных печей, позволяют представить кирпичное производство Древней Руси.
От постройки в Киеве первого каменно-кирпичного сооружения в конце 10 века и до монгольского вторжения в 13 веке кирпичи, которые применялись на Руси, представляли собой тонкие и относительно широкие плитки. Такой тип кирпичей попал на Русь из Византии.
Производство кирпича, которое кажется достаточно простым делом, на практике требует специальных знаний и опыта. Не любая глина пригодна для изготовления качественных кирпичей. В глине, чтобы она не потрескалась во время обжига и получила необходимую прочность, должно присутствовать определенное количество песка. Для кирпичного производства берут чистую глину, добавляя песок искусственно.
Анализ кирпичей из древнерусских памятников показывает, что в 11 веке для их производства использовали каолиновую глину. Такие кирпичи имеют обычно розовый или светло-желтый цвет. К концу 11 века начали применять и другие сорта глины. Иногда в кладке можно встретить два вида кирпичей, сделанных из разных сортов глины. Так, в церкви «Старая кафедра» около Владимира-Волынского большая часть кирпичей красные, а треть светло-желтые и белые. Кирпичи двух цветов можно наблюдать в Благовещенской церкви Чернигова.
Формовка кирпичей длилась не круглый год, а только в строительный сезон. Кирпичи для строительства небольших зданий заготавливали в течение одного сезона, а для крупных построек приходилось их делать несколько сезонов подряд.
Если существовала возможность врезать печь для обжига в глинистый склон, это повышало ее теплотехнические характеристики и значительно удешевляло строительство. Если же подобного склона не было поблизости, печь отстраивали на плоскости, увеличивая значительно толщину наружных стенок.
Кирпичный стиль
Кирпичный стиль пришел на смену непрочной и совсем недолговечной штукатурке. При строительстве зданий поверхность кладки начали оставлять обнажённой или облицовывали её кирпичом высокого качества или же керамическими плитками. В 14 веке началось активное использование:
- полихромного кирпича,
- терракотовых вставок,
- изразцов,
- природного камня.
Все это обогащало художественные возможности архитектуры. Рациональность формы и опора на свойства материалов определяли характерные особенности построек кирпичного стиля.
Дешёвое и повсеместное строительство больниц, жилых домов, школ, промышленных зданий, казарм способствовало утверждению кирпичного стиля. Выразительность при строительстве из такого простого материала достигалась за счет применения рельефной кладки, с выделением узора пластикой и цветом.
Рисунок 1. Кирпичный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отдельные постройки этого направления появились в Петербурге ещё в середине 14 века. Например, съезжий дом Коломенской части архитектора Желязевич, который стал архитектурным центром Калинкинской площади. Наиболее полное развитие как стиль данное направление получило в творчестве архитекторов Китнера и Шретера.
Шретер заметно чаще остальных архитекторов обращался к кирпичному стилю, так как был убеждён, что облицовка кирпичом в петербургском климате дает большую прочность, и на возведение сооружения требуется меньше времени. Различные варианты кирпичного стиля создал Шретер при создании комплекса жилого дома и фабрики шёлковых изделий на набережной Фонтанки, дома в Зоологическом переулке, своего дома на Мойке.
Творческие усилия и влияние Шретера вывели кирпичную архитектуру за рамки стиля утилитарных зданий. Следует отметить, что по богатству цвета и форм она не уступала оштукатуренным зданиям. Постройки этого зодчего стали лучшими образцами в Петербурге данного направления. Во время переходного этапа к модерну они воспринимались как яркие проявления эволюции зодчества.
Классическая архитектура не любила открытую кирпичную кладку. В открытых формах предпочитали использовать мрамор и камень, еще один вариант - штукатурка. Архитектором, который подарил архитектуре открытость кирпича, был Райт — автор органической архитектуры. Он говорил: «Честность — главное качество архитектора!». А открытый кирпич является честным материалом.
Кирпич в современной архитектуре
Из крупных мировых компаний наиболее активно использует кирпич в своих сооружениях бюро Herzog & de Meuron.
Достаточно активно кирпич применяется при строительстве жилых частных домов. Это обусловлено тем, что материал является наиболее комфортным для человеческого жилища.
Не всегда кирпичная стена представляется нерушимой, массивной преградой. Архитекторы из компании Tropical Space выложили из кирпича полупрозрачное сложное кружево. Родился Termitary House, стены которого словно окружены необычными созданиями, формируя сложную игру света, тени и делая приватными различные зоны.
Школа Монтессори, которая расположена в Мехико, создана по проекту EP Arquitectos и напоминает величественные, неземные, здания Кана. Сходство с работами великого архитектора придают оконные проемы нестандартной формы. Это треугольники, образующие глубокие ниши и создающие игру света и тени. Соединение в кирпичной архитектуре нестандартного пространства и вполне традиционного материала.
Рисунок 2. Школа Монтессори. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кирпичу подвластно все, даже пластичные и мягкие формы. Пример, выставочное пространство в Шанхае архитекторов компании Archi-Union Architects. Они доказали, что современные технологии, мастерство каменщиков, фантазия архитекторов, соединенные в одном месте раздвигают границы возможного в использовании кирпича, как универсального материала.