Все нормативные положения, касающиеся регулирования статуса объекта культурного наследия, его экспертизы, реконструкции либо сноса изложены в Федеральном законе №73.
Охрана объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия (ОКН) являются национальным достоянием, красивые дворцы, уютные усадьбы, аутентичные сооружения, доставшиеся нам от предков, мы должны передать в целости и сохранности следующим поколениям.
Закон, регулирующий деятельность, касающуюся ОКН был принят в 2009 году, с тех пор в него неоднократно вносились изменения.
В законе 14 глав и 6 статей, они охватывают следующие аспекты:
- термины и определения;
- полномочия разных органов в области управления наследием;
- финансирование;
- единый реестр объектов;
- проведение государственной историко-культурной экспертизы;
- сохранение памятников (консервация, ремонт, реставрация и приспособление);
- требования к владельцу объекта культурного наследия;
- условия заключения договора аренды или безвозмездного пользования;
- историко-культурные заповедники и исторические поселения.
Закон достаточно объемный, в нем более 100 страниц, но, тем не менее, далеко не на все вопросы в нем можно найти ответы. Так в частности в нем не прописана процедура проведения аттестации экспертов, возможности лишения статуса экспертов, ответственность экспертов за уничтожение памятника.
С 1978 г. в СССР действовал закон об охране памятников истории и культуры, который утратил силу с введением нового федерального закона. В советском законе были введены понятия памятников градостроительства и архитектуры, памятников истории, памятников искусства, которые в новом Федеральном законе не обозначены, в нем есть лишь памятники, ансамбли и достопримечательные места. Многие по привычке используют определение «памятник архитектуры», хотя в современном законодательстве его определение не закреплено.
Документальный памятник – это письменный и графический документ, звукозапись, древняя рукопись, редкое печатное издание или акт изданный органом власти.
Исторические поселения
В главе Закона, посвященной историческим поселениям две подглавы, в первой дается понятие исторического поселения, а во второй описывается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, которая размещается в историческом поселении.
Исторические поселения, как и объекты культурного наследия подлежат государственной охране. Все исторические поселения внесены в перечни федерального или регионального значения.
Предметом охраны исторического поселения являются:
- объекты, входящие в состав поселения, к ним относятся здания, сооружения;
- планировочная структура поселения;
- объемно-пространственная структура;
- силуэт и композиция;
- соотношения между пространствам различного назначения;
- пропорции природного и рукотворного, композиционно-видовые связи.
Информация о предмете охраны, границах зон охраны представлена в историко-культурном опорном плане. Вся информация из опорного плана доступна в системе территориального планирования.
В силу особого статуса исторического поселения вся деятельность в нем подлежит обязательному специальному регулированию, поэтому проводится анализ состояния территории, определяется перечень мероприятий по ее устойчивому развитию, разрабатываются градостроительные регламенты, в которых обозначены территории для капитального строительства, реконструкции.
В градостроительных регламентах определяется и запрет или ограничение на размещение рекламных щитов, вывесок.
Рисунок 1. Историческое поселение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Статус исторического поселения накладывает множество ограничений, благодаря чему ценные элементы среды не могут быть уничтожены, но открытым остается вопрос финансирования. Даже государство не может содержать все объекту культурного наследия в надлежащем состоянии, а частные инвесторы не заинтересованы в их восстановлении, пока есть более простые пути для зарабатывания ленег. Инвесторы будут заинтересованы в развитии территории исторического поселения, только при условии высокой рентабельности и минимальных рисках, но пока это единичные случаи.