Сущность понятия «архитектурный стиль
Архитектурный стиль – это совокупность основных признаков и черт архитектуры того или иного периода, которые проявляются в функциональной или конструктивной составляющей.
Архитектурный стиль может характеризоваться не только внешними особенностями, но и внутренним содержанием. Архитектурный облик здания отражает сущность всеобщих культурных идей, уровень знаний и представлений своей эпохи.
Анализ истории архитектуры предыдущих периодов показывает, что новая архитектурная форма всегда рождается как конструктивная или утилитарная, а уже впоследствии появляются новые декоративные элементы. Последние не нарушают органической жизни сооружения, но лишь до тех пор, пока насыщенность не перейдет эти границы.
Каждый стиль в архитектуре характеризуется той или иной эпохой. Вместе с ней архитектура эволюционирует, отмирает или переходит в иное русло.
Архитектура барокко
Под архитектурой барокко понимается период в развитии европейской архитектуры, охвативший примерно 150-200 лет. Этот период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII века.
В XVII веке в Европе происходило развитие буржуазных отношений, они перерастали в капиталистические производственные отношения. Несмотря на то, что европейскую архитектуру XVII – XVIII веков нельзя назвать единообразной, она объединялась общим понятием «барокко». Стиль барокко был максимально динамичным в Италии и в то же время серьезным и умеренным во Франции. Слово «барокко» заимствовано из итальянского языка и переводится как «причудливый».
Рисунок 1. Архитектура барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предпосылки архитектуры барокко кроются в архитектуре Возрождения. Однако, основные черты стиля превзошли его по сложности и многообразию. Сильно раскрепованные фасады, а также роскошные скульптурные детали часто меняли свою форму от выпуклого к вогнутому, что придавало самому сооружению движение и ритм. Здесь все подчинялось единому замыслу: как украшение интерьеров, так и оформление садово-парковых ансамблей.
Культовые здания и княжеские замки были первоочередными объектами строительства в период господства барокко, а города-резиденции и монастыри были необходимым к ним дополнением. Надо сказать, что значительных общественных сооружений класс буржуазии в ощутимых количествах в этот период еще не строил.
Особенности архитектуры XIX века
Общие тенденции развития архитектуры и художественных образов XIX века имели свои корни в уходящем барокко. Этот стиль во многих европейских странах объединял искусство и строительную культуру в систему, имевшую целостное художественное выражение. Когда во второй половине XVIII столетия стиль барокко потерял свою динамичность, его формы и тектоника уступили самому крупному стилю XIX века – классицизму. Стоит заметить, что развитие европейской архитектуры шло не только в этом направлении. Почти в одно время с распространением классицизма, внешне имеющем много общего с античной архитектурой, развивался и романтизм, который оживил стилистику средневековых архитектурных форм. Романтизм был глубоко проникнут новым конструктивным духом.
С изменением взглядов на архитектурные формы, а также с развитием строительной техники произошло не менее значительное перемещение центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказались страны, не пережившие высший этап развития барокко.
Классицизм достиг своих вершин в таких странах, как:
- Франция;
- Германия;
- Англия;
- Россия.
Центрами строительства в стиле классицизма стали княжеские особняки. Однако, в этот период дворцы уже не были главным объектом строительства. Виллы и загородные дома этого периода уже было невозможно отличить от дворцов. В область государственного строительства постепенно входили такие общественные сооружения как театры, библиотеки и музеи. К ним нередко присоединялись здания социального назначения – дома для глухонемых, больницы, тюрьмы и казармы.
В большинстве своем строительство религиозных сооружений уже не играло первоочередной роли. Однако, в Карлсруэ, Потсдаме и Дармштадте были созданы великолепные сооружения, несмотря не неутихающие дискуссии о соответствии языческих архитектурных форм христианской обители.
Что касается романтизма, то наиболее ярко в первое время он проявлялся в английской архитектуре, поскольку связь в культуре со средневековьем здесь никогда не прерывалась. В начале XIX столетия романтизм развивался и на континенте. Специалисты связывают это с реконструкцией аристократических имений, а также с закладкой загородных парков и развитием ландшафтного дизайна в целом.
Одна из самых больших перемен в архитектуре нашей эпохи зарождалась под вновь ожившими идеалами античной красоты и средневековых представлений. После распада легендарных исторических стилей, переживших предыдущие столетия, в XIX веке происходит явное ускорение процесса развития архитектуры. Это становится очевидным, если сравнить прошлый век со всем предшествующим ему тысячелетним развитием. Если ранняя архитектура средневековья и готика охватывали около пяти столетий, то Ренессанс и барокко вместе взятые – уже лишь половину от этого срока. Классицизму же потребовался неполный век для того, чтобы покорить Европу и проникнуть за океан. Романтизму и последующему историзму – еще меньше.
В XX веке временные интервалы перемен уменьшились еще больше, стало возможным измерять их десятилетиями. Одновременно с этими тенденциями происходит выравнивание временного запаздывания в развитии архитектуры отдельных государств по отношению к центрам возникновения того или иного стиля.