Иоганн Фишер фон Эрлах
Иоганн Фишер фон Эрлах (1656 – 1723) – известный австрийский архитектор, является основоположником и одним из ведущих мастеров габсбургского барокко. С Иоганна Фишера фон Эрлаха началась династия архитекторов.
Родился Иоганн Бернхард Фишер в семье скульптора. Крещен был будущий архитектор 20 июля 1656 года. Первые шаги в искусстве сделал благодаря своему отцу. В 1682 году перебрался в Рим, где стал учеником Карло Фонтаны. Во временя обучения побывал в Неаполе. По возвращении на родину был принят на службу к императору. Жил по большей части в Вене и Зальцбурге.
В ранний период творчества Иоганн Бернхард Фишер работал как скульптор. Именно на этом этапе он стал соавтором пластического декора Колонны Святой Троицы, которая была возведена в 1687 году в честь избавления от Чумы города Вены. Иоганн Бернхард Фишер являлся первым немецкоязычным художником, поощренным за свои заслуги в области градостроительства титулом дворянина (1696).
Надо сказать, что деятельность архитектора во многом определила внешний вид австрийских городов. Австрийская архитектура после разгрома турок под Веной в 1683 году подверглась мощному влиянию имперского самоутверждения. Среди самых значительных работ архитектора:
- императорский дворец Шёнбрунн;
- Зимний дворец Евгения Савойского;
- замок Клесхайм недалеко от Зальцбурга;
- дворец Траутзон.
В сооружениях Иоганна Бернхарда Фишера отчетливо прослеживался стиль зрелого барокко, который впервые в Австрии приобрел весьма монументальную пышность и небывалый размах, который охватывал как градостроительные ансамбли, так и ландшафты. Объекты, построенные по его чертежам, выделяются композиционным разнообразием форм и силуэтов. В этой связи следует отметить один из его наиболее известных шедевров – Карлскирхе. Это здание представляет собой грандиозный храм с куполом в стиле барокко, а также античным портиком, который украшен двумя монументальными колоннами с шикарными рельефами, посвященными деятельности святого Карла Борромея.
В 1693 году Иоганн Бернхард Фишер занимался разработкой проекта резиденции императора Австрии Иосифа I. В качестве образца архитектор взял Версальский дворец, расположенный во Франции. Основные строительные работы были завершены в 1713 году, однако, полностью здание было завершено уже под руководством сына архитектора – Иосифа в 1742 году.
Проект резиденции Евгения Савойского (Дворец Бельведер) был разработан архитектором в 1694 году по просьбе известного в те времена мецената Евгения Савойского. Заказчик хотел расположить свой городской дворец на неширокой улице. Перед Фишером стояла задача грамотно запроектировать расположение главного здания по отношению к остальным постройкам. В этой связи архитектор принял решение сделать стены сооружения максимально гладкими, без всяческих выступов. В этом проекте Фишер развивал схему деления стены, напоминающую структуру стеновых конструкций дворцов XVII века. Первый и второй этажи дворца оформлены рустованным цоколем. Базы пилястр объединяют два верхних этажа. Пилястры делят стены на отдельные ячейки.
Дворец Клам-Галласа, также построенный Фишером, располагается в Праге. Самым первым зданием из всего дворцового комплекса был Самуэловский дом (подарок императора Фердинанда II графу Яну Матиашу Галласу). На протяжении всего XVIII века дворцовый комплекс подвергался множественным реконструкциям.
В более поздних работах архитектора начинают более отчетливо прослеживаться черты классицизма. Сказалось влияние архитектора Андреа Палладио, а также повсеместных палладианских архитектурных черт, которые фон Эрлах изучал в период своих путешествий с 1704 по 1707 гг. За это время он успел посетить Венецию и Берлин.
Следует заметить, что Иоганн Бернхард Фишер опубликовал» Очерк исторической архитектуры» (1721). Эта книга фактически являлась первым всемирным обзором зодчества с точки зрения особого вида искусства. Примечательно, что в конце книги автор дал перечень собственных сооружений.
Иоганн Бернхард Фишер скончался в Вене 5 апреля 1723 года. Некоторые сооружения архитектора (например, Карлскирхе) были завершены уже его сыном Йозефом Эмануэлем (1693 – 1742).
Карлскирхе
Карлскирхе – это католическое религиозное сооружение, располагающееся в южной части городской площади в Вене.
После того, как страшная эпидемия чумы в 1713 году покинула страну, император Карл IV Габсбург пообещал населению, что построит храм в честь своего покровителя Карло Борромео.
Для создания проекта был объявлен конкурс, в котором победил Иоганн Бернхард Фишер. Возведение началось в 1716 году. Поскольку Иоганн умер в 1723 году, строительство по проекту своего отца завершал Иосиф. Надо сказать, что молодой архитектор несколько видоизменил первоначальный замысел отца. Строительство Карлскирхе было завершено в 1737 году.
Рисунок 1. Карлскирхе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Внешний облик здания весьма оригинален. Архитектурный стиль Карлскирхе объединяет в себе несколько направлений, господствующих в то время в Европе. Из наиболее примечательных элементов следует выделить:
- портик в древнегреческом стиле;
- колонны в древнеримском стиле;
- павильоны в стиле барокко;
- огромный купол, имеющий много общего с куполом Собора Святого Петра.
Не стоит забывать и о внутреннем убранстве собора. Иконы Карлскирхе повествуют зрителю о главных добродетелях (смелость, благоразумие, чувство меры и справедливости). Среди авторов фресок храма Себастьяно Риччи Даниэль Гран и Йоханн-Михаэль Роттмайр.
Сердце храма – алтарь. Он украшен лепниной с изображениями святого Карла Борромео, вознесенного на облака в компании ангелов и херувимов. В современности внутри здания был установлен лифт, на котором зритель может подняться к вершине купола.