Различные инженерные сооружения часто разрабатываются при проектировании автомобильной или железной дороги. Основная цель этих сооружений – создать безопасные условия для бесперебойного движения.
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
К инженерным сооружениям, согласно определению, можно отнести все здания сооружения, которые необходимы для безопасной и бесперебойной эксплуатации транспортной системы, таким образом список получается довольно разнообразным, от автобусных остановок до автозаправок, от водопропускных труб до мостов и эстакад.
Дорожное строительство ведется достаточно высокими темпами, дороги прокладывают даже в самых сложных и удаленных районах и специалистам требуется разрабатывать специальные решения, чтобы пут был безопасным. При проектировании автомобильных дорог в горной местности разрабатываются инженерные сооружения, которые позволят защитить саму дорогу и проезжающие по ней автомобили от:
- оползней;
- заносов;
- камнепадов;
- селей;
- водных потоков;
- лавин и других опасностей природного или техногенного характера.
Сели – это продукты выветривания, скапливающиеся на склонах и смываемые сильными дождями.
Согласно статистике для дорог, расположенных в горной местности, требуется в два раза больше искусственных инженерных сооружений, чем для равнинной. Это значительно увеличивает стоимость возведения дороги, что необходимо учитывать на этапе технико-экономического обоснования. Согласно статистике на транспортные инженерные сооружения расходуется 10 % от общей стоимости дороги, а для горной местности 20-25 %.
По назначению сооружения могут быть предназначены для защиты дороги в период эксплуатации, или же выполнять регуляционную либо берегоукрепительную функцию.
Также можно выделить основные инженерные сооружения, без которых дорога не сможет функционировать (виадуки, подпорные стены, путепроводы), и сопутствующие, которые обеспечивают комфортность (отели, бензозаправки и т. д.).
строительстве разрабатываются в зависимости от условий местности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Инженерные сооружения в транспортном строительстве разрабатываются в зависимости от условий местности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Классификация инженерных сооружений
Рассмотрим наиболее распространенные инженерные сооружения, которые используются в транспортной инфраструктуре:
- мостовые сооружения, они возводятся одновременно с дорогой и без них проложить трассу на горных склонах практически невозможно;
- тоннели также возводятся одновременно с возведение дороги, но в противовес мостовому переходу прокладываются внутри горного массива;
- насыпи и выемки необходимы для поддержания крутых откосов, они не предохраняют их от сползания или обрушения;
- траншеи и рвы относятся к противообвальным улавливающим сооружения, даже если случится обвал, то обломками завалит не трассу, а ров;
- противолавинные, снегозащитные галереи, которые обеспечивают пропуск сошедших масс снега над дорогой, защищая трассу;
- быстротоки, водосбросы и трубы под насыпями устраиваются для того, чтобы обеспечить пропуск стока воды;
- селеспуски нужны для грязевых и селевых потоков;
- струенаправляющие дамбы и габионы используют для предохранения берегов от подмыва;
- подпорные и облицовочные стены удерживают массив пород, если он имеет большую крутизну.
При разработке инженерных сооружений необходимо точно учитывать характер местности, а именно наличие больших уклонов, пересеченный рельеф, скалистые грунты.
Рисунок 2. Инженерные сооружения в транспортном строительстве требуются для различных элементов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самым распространенным и также дорогостоящим инженерным сооружением является мост, он позволяет сохранить непрерывность пути даже, если трасса идет через ущелье, овраги, канали или реки. К инженерным транспортным сооружениям предъявляется широкий список требования, в том числе производственные, эксплуатационные, расчетно-конструкторские, экономические, и архитектурные. Самым простым инженерным сооружением является водопропускная труба для постоянных или временных потоков
Выбор конечного решения зависит от множества индивидуальных для каждого проекта параметров и условий, сравниваются несколько вариантов, которые могли бы быть реализованы и оценивается экономическая эффективность каждого из них. Чем сложнее проект, тем больше времени занимает предварительная оценка и поиск оптимального решения.