Храм Эрехтейон - это древнегреческий памятник архитектуры, расположенный в Акрополе.
Храм Эрехтейон
Точная дата постройки храма, посвященного богине Афине, не известна, ученые определили, что возведение храма шло между 421 и 406 годами до нашей эры. Место для строительства было выбрано не случайно, предполагалась, что именно здесь происходил мифический спор Афины и Посейдона в борьбе за покровительство над Афинами. Мудрая богиня Афина подарила городу оливковое дерево, а бог Посейдон даровал колодец с ключом соленой воды.
Миссия, возложенная на священный храм, состояла в хранении важнейших для полиса реликвий, к которым относились такие святыни как деревянный идол Афины, статуя Гермеса, гробница Кекропа, неугасающий светильник Каллимаха. Входить в храм могли только жрецы.
Историю этого храма можно разбить на несколько этапов:
- проект будущего храма был разработан Мнесиклом, который также руководил строительством. Для украшения величественного культового здания был приглашен скульптор Фидий, который прежде был занят на строительстве Парфенона;
- изначально храм был посвящен Афине и так и именовался в народе, название в честь Эрехтейона храм получил после того, как Афины стали частью Римской Империи;
- вскоре после завершения строительств храм был поврежден в результате пожара, восстановление храма было завершено в 394 году;
- позже Эрехтейон был переоборудован в христианский храм, но в целом основные его элементы были сохранены в первозданном виде;
- наибольший урона храму был нанесен в 1687 году при осаде Афин;
- упавшие фрагменты были установлены на свои места, но это не смогло вернуть былой облик когда-то великому храму. Было проведено две реконструкции с 1837 по 1847 и с 1902 по 1909 годы.
Сегодня на месте храма остались руины, наиболее ценные части, которые дошли до наших дней, были переданы в музей и их заменили копиями. Одна из кариатид, украшавшая южный вход, была вывезена из Греции в Британию лордом Элджином в 1802 году, и сегодня ее можно увидеть в Британском музее. Согласно историческим данным, в намерения лорда входил и вывоз второй скульптуры, но рабочие не справились с демонтажем, кариатида частично разбилась и ее оставили на прежнем месте. Греческое правительство продолжает добиваться возвращения второй скульптуры на историческую родину.
Кариатида – это статуя в виде женской фигуры, которая используется в качестве опоры антаблемента вместо колонны, пилоны или пилястры. Согласно мифологии, кариатида это эпитет богини охоты Артемиды.
Рисунок 1. Храм Эрехтейон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Эрехтейона
В отличие от большинства типичных для Древней Греции построек храм имел необычную планировку с нарушением симметрии. Преимущественно его элементы выполнены в ионическом ордере, но южная сторона храма украшена портиком кариатид, где колоннами служили шесть статуй в виде девушек, высотой более двух метров.
Асимметрия планировки связана со значительным перепадом рельефа и необходимостью организовать два входа (с севера и востока) в каждое из святилищ, расположенных во внутренней части храма.
Основные объемно-планировочные решения можно описать так:
- храм имеет две части, расположенные на разных уровнях, имеющих обособленные входы;
- размеры фундамент 23, 5 на 11, 6 метра;
- высота колонн северного портика составляет 7,6 метра, высота колонн восточного портика 6,6 метра.
Согласно утверждениям визитная карточка Эрехтейона, девы-кариатиды, появились после окончания строительства, а их автором является Каллимах.
Каждая из частей храма была посвящена определенному божеству, так восточная часть Эрехтейона посвящалась Афине, здесь хранились все святыни, связанные с ней. Западная часть храма посвящалась Посейдону.
Рисунок 2. Портик Кариатид, храм Эрехтейон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Храм Эрехтейон называют вторым по значению после Парфенона. Этот высокий статус был дан ему не с проста. Это культовое сооружение имело огромное значение, в нем хранились самые почитаемые для древних греков святыни. Именно здесь проводились тайные обряды, жертвоприношения и молитвы, но произносить их могли лишь жрецы, имевшие в то время безграничную власть.
Время безжалостно и неумолимо, современным туристам, которые совершают экскурсии по некогда священным местам остается любоваться только руинами и обломками, которые остались на месте некогда величественных и почитаемых сооружений. Сохранить это многовековое наследие очень трудно, реконструкция может лишь навредить и обесценить крупицы сохранившегося достояния.