Сущность готической архитектуры
Готическая архитектура Чехии – исторический период развития чешской архитектуры, разделяемый на три этапа: ранняя, высокая и поздняя.
Большинство уникальных сооружений в готическом стиле, ставших впоследствии важнейшими памятниками архитектуры было построено по инициативе влиятельных королевских семей (например, Рожмберков, Пернштейнов и др.).
Считается, что чешская готика возникла под влиянием архитектурных ансамблей цистерцианских монастырей, а также французских соборов. Чешские зодчие совершенствовали свой неповторимый стиль, он вобрал в себя характерные особенности саксонской и дунайской архитектуры того времени.
В процессе развития чешской готики появились такие типы религиозных сооружений, как двухнефные южночешские костёлы. Известнейшими архитекторами, работавшими в чешском готическом стиле, были Петр Парлерж и Бенедикт Рейт.
Рисунок 1. Портал «Небесные врата». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что уже на раннем этапе развития чешской готической архитектуры появилось несколько школ. Наиболее известной из них является южночешская готическая школа, поскольку она дольше других сохраняла архитектурные приемы и особенности, которые использовались в ранней готике.
Во времена развития готики в Чехии получили широкое распространение двухнефные здания, базилики с надстроенным центральным нефом (например, храм Святого Варфоломея в Колине), зальные храмы с одинаковыми по высоте нефами и другие виды религиозные построек.
Следует отметить весьма своеобразную архитектуру Пражской синагоги, которая была возведена в конце XIII века. Простейшие формы и приземистые пропорции несущих элементов делают здание очень близким к саксонским сооружениям того же времени.
Ранняя чешская готика
Готика, как самостоятельный элемент искусства, появилась в Чехии сравнительно поздно. В первой половине XIII века готическая архитектура достигла своего расцвета в Германии и Франции, а на территорию Чехии она проникла лишь к концу века. Логично, что основные элементы новой архитектуры были заимствованы из более совершенных французских и германских соборов. По этой причине романская архитектура, предшествующая готической, начала постепенно оттесняться.
Первые памятники чешской готики относятся ко второй четверти XIII века. Относительно позднее восприятие Чехией готической архитектуры можно объяснить тем, что многие чешские города в XIII веке еще не обладали развитым самосознанием. В странах Западной Европы в это время мегаполисы являлись крупными заказчиками готических соборов, вдохновителями готического искусства. Каждый город стремился превзойти другие по количеству или великолепию религиозных сооружений. В это время в Чехии процесс градообразования еще не завершился, создание городов еще находилось в стадии формирования.
Первые переходные строения от романской архитектуры к готической были весьма немногочисленны. Это были храмы цистерцианских, францисканских и доминиканских монастырей:
- Анежский монастырь;
- Тепельский монастырь;
- Тршебичский монастырь;
- Тишновский монастырь.
В этой связи следует заметить, что период ранней готики касался скорее монастырской архитектуры, поскольку в этот период подобные сооружения пользовались поддержкой правителей (королей и крупнейших феодалов).
Как уже отмечалось выше, первые строения в готическом стиле вобрали в себя черты романской архитектуры и некоторые архитектурные приемы западноевропейской готики (ребристые своды, оконные розы). В этих сооружениях сочетались романские галереи и каркасные готические конструкции.
Наиболее известным примером, в котором отчетливо прослеживается влияние германской готики, является портал «Небесные врата» костела Девы Марии в цистерцианском монастыре.
Высокая готика
Поскольку готическая архитектура в XIII веке развивалась только благодаря деятельности монастырей, процесс художественного развития не мог протекать равномерно и системно. В этой связи на территории Чехии появлялось множество не похожих друг на друга монастырских объектов, что не могло создать прочной архитектурной традиции.
К концу XIII века Чешское королевство становится одним из самых влиятельных европейских государств. Большого подъема достигают многие чешские города, бурно развивается торговля.
Рисунок 2. Храм Святого Варфоломея в Колине. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее распространенным типом сооружений в этот период становится трехнефный храм с широким центральным нефом и узкими боковыми. Такая конструкция придавала пространственную мощь религиозному объекту, сближала базиликальный храм с типом зального собора (например, костёл Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе).
Чуть меньшей популярностью пользовались конструктивные типы двухнефного костела и капеллы в готическом стиле. Они формировались из сложных каркасных сводов с опорами на центральные колонны. В этот период в Чехии еще не была распространена технология вынесения опор свода наружу, поэтому в большинстве религиозных сооружений еще использовался метод передачи нагрузки на межколонные пилоны. Это придавало зданиям суровости и мужественности.
Если говорить об архитектуре готического собора, то она перекочевала в Чехию благодаря монахам ордена цистерцианцев. Основным отличием от западных держав здесь было то, что она проявилась не в конструкции главного городского собора, а в форме монастырского костёла. В период с 1290 по 1320 годы в Седлецком монастыре был возведен уникальный готический собор, известный ныне как Собор Вознесения Девы Марии. Его конструкция представляет собой смесь германских готических форм с французской соборной архитектурой. План этого объекта несомненно отражает пафос французской готики: высота центрального нефа достигает 30 метров, трансепт состоит из трех нефов, а хор окружается рядами капелл.