Строительство в горных районах
При размещении объектов строительства вблизи склонов, скалистых поверхностей или рек должны быть предусмотрены специальные мероприятия по защите строительной площадки от селевых (водокаменных и грязевых) потоков, поскольку их разрушительная сила весьма велика. Следует отметить, что характер мероприятий будет зависеть от конкретных инженерно-геологических условий.
Строительство в горах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Строительство в горах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В случае наличия на строительной площадке участков заболачивания, необходимо предусмотреть меры по их осушению. Следует предпринять меры к понижению уровня грунтовых вод, которые в значительной мере усложняют производство фундаментных работ и монтаж подземных сетей.
Комплекс технических мероприятий, направленных на приведение неблагоприятных участков строительной площадки в состояние, допустимое для осуществления на них промышленного или гражданского строительства, называется инженерной подготовкой территорий.
В состав работ для инженерной подготовки территории могут включаться:
- вертикальная планировка площадки и отвод поверхностных вод;
- защитные меры по ограждению прибрежных территорий от размыва;
- осушение заболоченных участков;
- борьба с эрозией почв и противооползневые мероприятия.
Когда речь идет о строительстве в горной местности, необходимо иметь в виду, что для этого потребуется применение специальных материалов и методик. Например, если перепады рельефа слишком высоки, специалисты рекомендуют применять георешетки.
Инженерная подготовка
Мероприятия по инженерной подготовке строительных площадок, располагающихся в горной местности, не могут рассматриваться по отдельности, поскольку разрабатываются в комплексе с другими решениями. В этой связи можно отметить, что все вышеизложенные проектные решения являются взаимосвязанными и зависимыми.
Например, решения по вертикальной планировке территорий, разрабатываемых на основе генплана строительной площадки, могут привести к изменениям схемы плана (перемещению временных дорог, проездов, смещению объектов строительства и т.д.).
В свою очередь вертикальная планировка площадок разрабатывается в соответствии с мероприятиями по отводу грунтовых вод с площадки строительства.
Мероприятия по защите территории застройки от затопления не могут быть рассмотрены без учета мероприятий по защите от подтопления и отвода поверхностных вод.
Мероприятия, связанные с инженерной подготовкой строительной площадки, производятся только после составления проектов планировки и застройки участков. В некоторых случаях отдельные аспекты инженерной подготовки территорий могут быть объектами самостоятельного проектирования.
Горные монорельсовые системы
За последние 10 лет в России значительно увеличились объемы строительства в горных районах. Одна из причин этому – необходимость транспортного обеспечения строительства в сложных условиях. Например, в условиях большого перепада высот, нестабильных грунтов, перепадов температур и т.д. Если строительная площадка располагается в условиях большого перепада высот, резко возрастают расходы на транспортировку материалов и людей. В этой связи транспортные расходы могут увеличиваться в несколько раз.
Традиционным решением для доставки на подобные площадки людей и грузов является строительство временных технологических дорог. Однако в условиях горного строительства временное дорожное строительство сталкивается с рядом технических проблем, которые возникают в связи с увеличением дополнительных расходов.
Помимо этого, временные технологические дороги подвержены большому числу рисков из-за оползней и камнепадов. В этой связи даже небольшие технологические проезды в горной местности нуждаются в принятии решений по инженерной защите (например, укрепление склонов и строительство защитных барьеров).
Рисунок 2. Монорельс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Часто из-за выпадения осадков по таким дорогам может перемещаться только тяжелая техника. Что касается условий переменного климата, то здесь технологические дороги подвержены обледенению. Для этого нередко приходится закреплять цепи на колесах грузовиков или использовать гусеничную технику.
В настоящее время на рынок активно вводится концептуально новое решение, которое является экономической альтернативой технологическим дорогам в горной местности. Это решение – монорельсовые временные системы.
Такие системы обладают множеством преимуществ. Например, монтаж временного монорельса требует минимальных подготовительных работ и совсем не требует строительства подпорных стен или укрепления грунта с помощью бетона.
При строительстве монорельсовой системы не требуется вырубать лес, что положительно сказывается на природном ландшафте.
Любая монорельсовая система может с легкостью справиться со сложным рельефом горной местности, именно поэтому её нередко принимают как альтернативу вышеизложенным методам. Маршрут данной системы может быть проложен по изгибам местности. Однако, монорельсовые системы тоже имеют некоторые ограничения, например, минимальный радиус поворота должен составлять около 6 метров, а транспортировка грузов допускается только под углом, не превышающим 45 градусов. Но даже с учетом этих ограничений монорельсовые системы выигрывают у технологических дорог, поскольку в результате доставка груза всё равно будет выполнена в разы быстрее.
Следует заметить, что средняя грузоподъемность монорельсовой системы – около 3-х тонн, что соизмеримо с грузоподъемностью КАМАЗа на дороге с уклоном. При этом монорельс содержать будет гораздо выгоднее, поскольку они потребляют порядка 10 литров дизельного топлива за смену. Таким образом, монорельсовые системы способны снизить расходы на топливо и оплату труда водителям (подобные системы могут функционировать без постоянного присутствия оператора).