Сущность архитектуры Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в европейской истории культуры, имеющая мировое значение, пришедшая на смену Средневековью и предшествующая Новому Времени.
Возрождение возникло в Италии: первые его признаки появились еще в XIII – XIV веках. Однако, развилось оно только к 20-м годам XV века, а к концу XV века достигло своего пика.
В других европейских государствах Возрождение начало развиваться гораздо позже – в XVI веке. В этот период начался кризис идей Возрождения, следствием которого впоследствии явилось появление барокко и маньеризма.
Рисунок 1. Замок Анэ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционно в итальянской архитектуре Ренессанса принято выделять три периода:
- Раннее Возрождение (треченто) – начало XV – конец XV века;
- Высокое Возрождение (кватроченто) – конец XV – 20-е годы XVI века;
- Позднее (Зрелое) Возрождение (чинквеченто) – середина XVI – 90-е годы XVI века.
Для истории итальянского Возрождения большое значение имел глубочайший перелом в сознании и взглядах человека на мир. Именно этот перелом открыл новую ступень в истории западной культуры.
Помимо этого, в появлении Возрождения сыграло большую роль падение Византийской империи. Византийцы, перебравшиеся в Европу, привезли с собой свои произведения искусства и библиотеки, до этого неизвестные средневековой Европе.
Первым представителем архитектуры Возрождения специалисты считают Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции. В период Раннего Ренессанса именно этот регион (наряду с Венецией) занимал первую позицию по числу памятников архитектуры. Впоследствии Ренессанс распространился в другие итальянские города, еще позднее – во Францию, Германию, Англию и Россию.
Французское Возрождение
Как уже отмечалось выше, во Францию Ренессанс пришел гораздо позднее, чем в Италию – в начале XVI века.
В развитии архитектуры Ренессанса во Франции выделяют два этапа. Первый – ранний период (начало XVI века – конец 30-годов XVI века) и второй – зрелое Возрождение (1540 – 1570-е годы). Последний был прерван по причине военных столкновений с гугенотами.
Одним из французских центров Ренессанса был Фонтенбло – предместье Парижа. Ранний период Возрождения застал замки королей и вельмож. Городское строительство в этот момент не было широко распространено, поэтому стиль Возрождения не коснулся жилых помещений. Более того, далеко не все замки подвергались влиянию новых тенденций в архитектуре. В некоторых дворцовых комплексах переделывались фасады, в других – возводили новые и реконструировались старые объекты.
Рисунок 2. Замок Шамбор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стеновые конструкции периода Раннего Ренессанса были прорезаны узкими и длинными оконными проемами. Окна с небольшими подоконниками практически достигали потолка. Каждый оконный проем имел крестообразный переплет, перекочевавший в новую архитектуру из готики. Все здания членились на несколько ярусов при помощи тонких выступов на стене специальных тяг, которые по своей форме напоминали античный антаблемент. Каждый уровень оконных проемов обрамлялся пилястрами. От готической архитектуры новым зданиям достались крутые кровельные системы с люкарнами и огромные дымовые трубы.
Примером единой пристройки нового сооружения может служить корпус Франциска I в королевском замке Блуа. Архитектура корпуса примечательна тем, что в ней были собраны все черты Раннего Возрождения. Здание отличалось огромной башней с винтовой лестницей, которая выступала за плоскость наружных стен на половину своего объема.
Одним из немногих замков, построенных в период Раннего Возрождения, является королевский замок Шамбор. Здание было расположено в долине реки Луары.
Комплекс построек включал в себя главное здание, имеющее форму квадрата в плане, и ряд второстепенных построек. По периметру участка строительства располагались вспомогательные здания с пристроенными круглыми башнями. Стены башен, как и прочие части сооружения, имели оконные проемы, а внутри башенной конструкции располагались жилые помещения. Красоту дворцового комплекса подчеркивали высокие кровельные системы.
Зрелое Возрождение во Франции
Французское Зрелое Возрождение зародилось в несколько иных условиях, чем Раннее. Это было связано с переносом королевской резиденции из долины реки Луары в Париж. Это привело к повышенному вниманию к архитектуре города: все дальнейшее строительство велось преимущественно в Париже.
Дворец Лувр является одним из наиболее значительных построек времен Зрелого Возрождения. Сооружение располагается на правом берегу Сены в самом центре Парижа. До момента строительства на данном участке стоял средневековый замок с таким же названием, однако, старая его архитектура уже не удовлетворяла новым требованиям. Это было весьма мрачное здание с маленькими помещениями, которые были лишены многих удобств.
По проекту известного архитектора П. Леско, который работал в паре со скульптором Ж. Гужоном, на месте старого замка возвели новое здание – более благоустроенное и монументальное. Следует заметить, что архитектор П. Леско занимался строительством только двух сторон дворца – южной и западной.
Если сравнивать архитектуру Раннего и Высокого Возрождения, то кровельная система более поздних построек выполнялась более пологой. Помимо этого, крыша Лувра в сравнении с кровельной системой замка Шамбор была лишена всяческих декоративных надстроек, главное внимание здесь уделялось фасадам.
Большие окна украшались наличниками, а для украшения фронтонов применялись рельефные изображения.
С более позднего сооружения – замка Анэ (архитектор Ф. Делорм) началось массовое строительство П-образных в плане замков. Особенное развитие такой план получил в русской архитектуре XVII – XVIII веков.