Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура территориального возрождения

Сущность архитектуры Возрождения

Под архитектурой Возрождения понимается время развития европейской архитектуры в период с начала XV века по начало XVII века. Этот период считается переломным моментом в архитектуре, на данном этапе произошел переход от готики к развитию основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима.

Замечание 1

В отличие от архитектуры Возрождения (встречается также термин «Ренессанс») готика опиралась на собственную интерпретацию классического искусства.

Следует отметить, что особое значение в архитектуре Возрождения придается таким античным нормам, как:

  • симметрия;
  • пропорция;
  • геометрия;
  • порядок составных элементов сооружения.

Сложные соотношения элементов средневековых сооружений здесь сменяются упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок. Средневековые несимметричные очертания сменяются полукруглыми арками, куполами в виде полусфер, нишами и эдикулами. Архитектура спустя несколько столетий снова становится ордерной.

Развитие архитектуры Ренессанса способствовало развитию строительных технологий и материалов, развитию архитектурной лексики.

Замечание 2

Следует отметить, что с приходом эпохи Возрождения в архитектуре ремесленники стали проявлять индивидуальный стиль, отошли от анонимности.

Например, известно совсем немного специалистов, занимавшихся строительством готических и романских соборов. В то же время практически все сооружения эпохи Ренессанса были аккуратно задокументированы, начиная с самого своего появления.

Библиотека святого Марка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Библиотека святого Марка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Архитектура территориального возрождения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Первым специалистом, распространявшим идеи Ренессанса, называют Филиппо Брунелески (Флоренция). Именно благодаря ему Возрождение распространилось в другие итальянские города, а позднее – и в другие страны (Франция, Германия, Англия и Россия).

Раннее Возрождение

В этот период были заново открыты, либо сформированы новые нормы классической архитектуры. Проходило изучение античных сооружений, что повлекло за собой усвоение многих классических элементов архитектуры и орнамента.

Пространство здесь организовывается отличным от средневекового. В его основе лежит логика пропорций форм и определенная последовательность элементов здания, которые подчиняются геометрии, а не интуиции, как было ранее. Наиболее характерным образцом раннего Возрождения называют базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, её реконструкцией занимался Филиппо Брунелески.

В этот период появляется стремление к сочетанию некоторых классических элементов архитектуры со средневековыми традициями. В строительстве религиозных сооружений основным типом остается базилика с плоским потолком или крестовыми сводами. Однако, при расстановке элементов таких зданий (колонн, арок, архитравов) архитекторы ориентировались на греко-римские памятники архитектуры.

Нередко встречается коринфский ордер с различными интерпретациями капителей. Данный стиль начинает проникать в нехрамовую архитектуру (дворцы знатных граждан и городских властей). Наблюдается желание зодчих соблюсти правила пропорции и симметричность фасадов.

Высокое Возрождение

В период высокого Возрождения заимствования из античной архитектуры использовались более охотно и уверенно. Со вступлением на папский престол Юлия II в 1503 году центром Ренессанса становится Рим. Здесь в период Высокого Возрождения создается множество монументальных сооружений, считающихся произведениями искусства. В это время более детально изучается архитектура античности, её принципы применяются в новых зданиях более строго; искусство развивается на основе классических принципов.

Основными памятниками того времени являются светские здания, они отличаются гармоничностью и величием своих пропорций. В строительстве религиозных сооружений наблюдаются тенденции к колоссальности и величественности, происходит переход от крестового средневекового свода к римскому коробовому своду, где купола имеют четыре опоры в виде столбов.

Собор святого Петра в Риме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Собор святого Петра в Риме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В это время развивается венецианская архитектурная школа, ярким представителем которой был зодчий Якопо Татти Сансовино, занимавшийся возведением библиотеки святого Марка. Данный период ассоциируется у художников и архитекторов с более детальным и точным воспроизведением классических форм зданий.

Позднее Возрождение

В этот период осуществлялись эксперименты с формами зданий, разработкой и комбинированием античных образов. Появляются некоторые усложнения типовых деталей, изгибы, преломления и обрывы архитектурных линий, большая плотность колонн в пространстве и т.д. Архитекторы подчеркивают более свободное соотношение пространства и материи. Следует отметить, что из этой тенденции впоследствии произошел стиль барокко, а еще позднее, в XVIII веке – стиль рококо. До начала XX века слово «маньеризм» ассоциировалось с отрицательными понятиями («манерность» или «вычурность»), однако, к настоящему времени термин применяется исключительно для описания данного исторического периода, и в целом нейтрален.

Из распространителей маньеризма в архитектуре следует отметить Микеланджело. В его творчестве наблюдалось стремление к свободной интерпретации классических принципов и форм. Архитектор Микеланджело занимался строительством усыпальницы Медичи во Флоренции, купола собора Святого Петра и проекта обновления Капитолийского холма в Риме. Примечательно, что именно ему приписывают создание «гигантского ордера» - пилястры, длиной от основания до антаблемента фасада.

Еще одним примером позднего Возрождения является Палаццо Те Джулио Романо. Здание имеет огромные лоджии, стены, оформленные рустовкой, парковые гроты и основательные фрески. Другой архитектор – Лоренцо Бернини применял в своих сооружениях полукруглые колоннады (например, в соборе Святого Петра).

Зодчие эпохи возрождения заимствовали некоторые принципы классической античной архитектуры, однако, в этот период градостроительные принципы, форма зданий и их назначение изменились.

Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot