Одним из основных стилей архитектуры XVIII века, занимающим ведущую позицию в англоязычных странах являлся георгианский стиль.
XVIII век в Англии ознаменовался промышленным прогрессом, крайне необходимо было скорейшее возведение функциональных сооружений. Украшать здания не было времени, да и не требовалось. Вследствие вышеперечисленного, а также после неудачной попытки введения в английскую архитектуру стиля барокко, славящимся своей пышностью и грандиозностью, и зародился георгианский стиль.
Рисунок 1. Пример дома георгианской эпохи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным направлением георгианского стиля было «палладинство» - следы влияния римских и греческих архитектурных традиций. Изначально идея принадлежит итальянскому архитектору Андреа Палладио (1508-1580), для которой характерны учет перспективы, симметрия, классические храмовые формы Древней Греции и Рима.
Характерные черты георгианского стиля:
- симметрия. Присутствует как в отдельных элементах, так и в архитектурном ансамбле;
- очень скромный декор, либо его полное отсутствие. Направление диктовали особенности того времени;
- кирпичная кладка. Особенность, присущая всем английским особнякам;
- акцент всего строения - яркая цветовая гамма оконных и дверных проемов, а также украшение резьбой или портиками;
- скатные крыши, присутствие фронтонов;
- прямые углы, строгая геометрия здания.
Городские особняки в георгианском стиле
Георгианская эпоха достойна особого восхищения. Рядовые скромные дома и огромные особняки – все обладает ощущением целостности. Тщательно продуманные ансамбли городских домов, располагались вокруг площадей. Сооружения архитектора Иниго Джонса стали первыми проектами коммерческого жилья, которое в последующем продавалось или сдавалось в аренду. Так называемые доходные дома возводились в четыре-пять этажей, с фасадами, выходящими на большие улицы или на площади.
На цокольном этаже обычно располагались прачечные и кухни. Первый этаж был отдан под столовую и парадные комнаты. На втором этаже в бальных залах проводили приемы, третий этаж предназначался для больших спален, детские же спальни находились на четвертом этаже. Пятый этаж был отдан под комнаты слугам, живущих в доме. Одна из черт доходных домов – присутствие задних лестниц, позволяющие слугам перемещаться по всем этажам минуя парадные помещения.
На улицах поменьше возводились дома для среднего класса. Совсем маленькие домики, расположенные в узеньких улочках предназначались для ремесленников, слуг и разнорабочих. Так же там находились конюшни и каретные дворы.
Всем домам, построенным в георгианском стиле, была присуща изящность, отличались они лишь отделкой и стилем, которые зависели от социального статуса жильцов. Данный архитектурный стиль и в настоящее время является образцовым.
Иные сооружения георгианской эпохи
Именно в данную эпоху появились клубы для джентльменов, где последние могли встречаться в непринужденной обстановке для бесед и просто отдыха. Кроме того, на первых этажах домов, которые принадлежали определенному владельцу, могли располагаться магазины: залы с полками и продаваемым товаром закрывали огромные окна с красивыми вывесками. Хозяин дома жил в том же доме, над магазином.
Театр был представлен в виде закрытого помещения, в котором были построены балконы для зрителей.
Представители георгианства:
- Иниго Джонс,
- Колин Кэмпбелл,
- Ричард Бейль,
- лорд Бёрлингтон,
- Уильям Кент,
- Томас Арчер,
- Джакомо Леони,
- Джон Соун,
- Джон Нэш,
- Джон Вуд Старший,
- Уильям Уильямс,
- Роберт Смайрк,
- Роберт и Джеймс Адам.
Лорд Бёрлингтон, он же Ричард Бойль, 3-й граф Бёрлингтон, 4-й граф Корк («граф-архитектор») (1694-1753) – английский аристократ и меценат, яркий последователь и представитель палладианства. Его вилла в Чизике и Египетский зал для ассамблей в Йорке – первые палладинские здания, которые были сооружены по проектам графа. В лондонском особняке «графа-архитектора» Бёрлингтон-хаус на Пикадилли впоследствии расположились резиденции научных обществ Великобритании, Королевская академия художеств. Творчество графа Бёрлингтона легло в основу формирования архитектуры классицизма.
Рисунок 2. Загородный дом в георгианском стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уильям Кент (1684-1748) – английский садовод и архитектор, тесно сотрудничавший с английским ландшафтным архитектором Ланселотом Брауном и графом Бёрлингтоном. В своем творчестве занимался планировкой садов, зданий, мебели. В конце творческого пути и жизни перестроил одну из улиц в центральной части Лондона – Уайтхолл. Стремился объединить воедино отдельные формы, художественные стили и природные ландшафты.
Джон Соун (1753 -1837) – представитель классицизма, английский архитектор. Чистота линий, простота форм, пропорции, детализация, грамотность в использовании света – отличительные особенности творчества. Самая известная работа – здание банка Англии в Сити. Став известным архитектором, благодаря реконструкции банка, Соун проектировал и перестраивал загородные дома для поместного дворянства. Реставрировал Оксфорд и Кембридж, занимался возведением картинной галереи в Дулвиче.
Роберт и Джеймс Адам (1728-1792) – тандем умов двух братьев, где Роберт создавал проекты, а Адам с успехом их реализовывал. Проектирование, дизайн интерьеров, строительство – все этапы проходились успешно. Каждое творение выполнено в неповторимом, свойственном для их стиле. Элементы рококо в паладинском стиле прославили братьев не только в Англии, но и в Америке. Очень много проектов было посвящено реконструкции существующих зданий, но так и остались на бумаге.
Некоторые проекты особняков Лондона, например дом лорда Дерби, расположенный на Гросвенор-Сквер, а также дом на Портман-Сквер задуманы таким образом, что сложная планировка размещалась в малом пространстве. Для современников братья считались мастерами, умело воплотившими их представления об одновременном сочетании функциональности и комфорта, что являлось отличительной чертой английской архитектуры того времени.
Георгианский стиль стал прочной основой для федерального и федералистского архитектурных стилей Америки и Европы, на смену которому пришла эпоха Регенства и регентский стиль.