Церковное строительство
При строительстве церквей архитекторы стремятся следовать канонам и традициям. С одной стороны, важно сохранить общий образ храма, создать устойчивую ассоциацию, связь между объектом и смотрящим. А с другой стороны каждый новый объект открывает тему церковной архитектуры с новой стороны.
В архитектуре храмов мы часто видим буквальный перенос символического содержания - на фасадах и в интерьерах используются сцены из Евангелия, библейские мотивы и т. д.
В целом церковная архитектура неизменно следует трем основным правилам:
- применение трехчастной композиции, состоящей из притвора, алтаря и храма является традиционной для православной архитектуры. Эта трехчастность используется в любой планировочной структуре и является отражение символа Троицы, она условно делит объект на небесный и земной мир. Также можно провести параллели в трехчастностью самого человека, который состоит из духа, души и тела;
- количеств глав храма также очень значимо. Одна глава символизирует единство Спасителя, три главы символизируют Троицу, пять куполов символизируют Иисуса Христа и четырех Евангелистов, 13 глав символизирует Иисуса, окруженного двенадцатью апостолами;
- ориентация по сторонам света строго соблюдается в любом православном храме, алтарь должен быть ориентирован на восток. Допускается отклонение лишь на 15 градусов в сторону юга или севера.
Богословское и архитектурно-теоретическое понимание канона в церковной архитектуре во многом схожи, они обращаются к существующему в каждом из нас каноническому образу который надежно связан с архетипом. Это образ сформировался под влиянием нашего опыта, знания истории, места проживания, религиозности, но он имеется у каждого. Это не образ конкретного здания, а скорее собирательный образ сформированный ранее виденными храмами и церквями.
Также важно отметить, что в отличие от других типов зданий, богословский канон представлен лишь вербально, на уровне понимания и восприятия. Форма храма может быть воспринята каноничной исходя из символического содержания, наполнения, взаимодействия частей и целого.
Церковное строительство эпохи рококо в Германии
Во второй половине 17 века Германия переживала очередной застой, который наметился еще в прошлую эпоху. Феодальная раздробленность стала причиной экономической, общественной и государственной отсталости Германии. Тридцатилетняя война лишь усугубила и без того бедственное положение, сбив Германию с общеисторического пути развития. За счет эксплуатации крепостных крестьян феодал мог на своей территории возводить замки и дворцовые комплексы, поражающие своим величием. Во многом на долгие годы именно церковная и дворцовая архитектура стали основной частью нового строительства. Также архитектурная типология продолжала придерживаться строго разделения на портлендские и католические церкви. На Севере Германии в основном наблюдалась увлеченность дворцовым строительством, в то время как на юге большая часть новых строений была представлена церквями.
Типичные черты немецких церквей 17-18 веков:
- двухбашенный фасад;
- монументальность;
- плавные эллипсовидные очертания;
- стирание границ между частями;
Рисунок 1. Барочная базилика, аббатство Оттобойрен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Именно южная церковная архитектура переняла традиции церковной архитектуры римского барокко. Но уже во второй трети 18 века в Германию устремляется потоков французов, в одном лишь Берлине осело более 6 тысяч переселенцев. Именно так в Германию попадают формы и стиль французского рококо. Именно стиль рококо подарил архитектуре Германии наиболее значимые художественные достижения в церковной архитектуре. Пространство формировалось как пластический объем, пластические модуляции и скульптурность формы позлили создавать необходимое многообразие. Эта идея немецкой церковной архитектуры стала частью национальной эстетической культуры.