Изучающего историю мировой архитектуры, удивляет разнообразие различных элементов, знаков, символов и кодов, применяемых в разные времена. Правильно расшифровать многие из этих посланий современному человеку, не имеющему отношения к архитектуре, довольно сложно, потому что в них использован культурный код другого времени.
Символы в архитектуре
Сегодня можно найти множество интересных работ, посвященных значимым зданиям и сооружениям, в которых дается детальное объяснение каждого примененного элемента. Сложность задачи архитектора состоит в том, что он создает безмолвное творение, но оно должно уметь «говорить» за себя и доносить мысль своего автора, должно быть понятно обществу, как с точки зрения утилитарного использования (где вход, для чего оно предназначено, сколько этажей, какая структура), так и в плане его облика, то есть экстерьера.
Не несущие никакой функциональной нагрузки элементы в архитектуре всегда несут нагрузку смысловую, это могут быть:
- сюжеты исторических событий;
- статуи, барельефы, изображающие исторических личностей или мифических персонажей;
- обереги;
- декоративные элементы, имеющую однозначную интерпретацию, к примеру колонны, являющиеся символом мощи, классики, традиций, ввиду чего они так часто используются в зданиях банков и университетов.
Барельеф – это один из видов рельефа, при котором изображение выступает над плоскостью не более чем на половину объема.
Особое внимание знакам и символам уделяется в храмовой архитектуре, где значение имеют не только внешний облик здания, но и его расположение, размещение входов, его восприятие с разных видовых точек и т. д. В таких зданиях все нам говорит о том, что каждый элемент неслучаен, он занимает строго отведенное ему место и может быть правильно интерпретирован только в этом контексте.
Атланты и кариатиды в архитектуре Санкт-Петербурга
Такие значимые архитектурные элементы как атланты и кариатиды не могут оставить равнодушным никого. А когда речь идет о Санкт-Петербурге, то атлантов можно назвать одним из важнейших символов города на Неве. Здания, которые имеют большой размер, монументальность, и так довлеют над человеком, а когда в качестве одного из их элементов выступают многометровые мощные мускулистые фигуры, то значимость человека, крошечного по сравнению с этими титанами, уменьшается еще сильнее. Атланты в мифологии — это могучие титаны, которые держат небесный свод, чаще всего в архитектуре они несут и функциональную роль, и декоративную.
Рисунок 1. Атланты в Саперном переулке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самые известные и значимые атланты и кариатиды расположены в следующих местах:
- здание Государственного Эрмитажа, здесь можно найти самых известных атлантов Санкт-Петербурга, которые изображены на каждой второй открытке для туристов. 10 мощных фигур украшают здание со стороны улицы Миллионной, автором атлантов является скульптор А. И. Теребенев;
- на набережной Крюкова канала можно также встретить атлантов, они расположились в доходном доме Веге и обрамляют парадный въезд во двор;
- две фигуры атлантов можно увидеть на особняке Мясникова, расположенном на улице Восстания. Фигуры поддерживают балкон с красивой кованой решеткой;
- еще одну пару атлантов можно встретить в Саперном переулке, они значительно отличаются от перечисленных выше титанов и выглядят скорее курьезно, чем величественно;
- кариатид в Петербурге можно найти на доходном доме М.С. Мальцевой, где прекрасные девы поддерживают прямоугольные эркеры;
- больше всего фигур, размещенных на одном здании, можно увидеть в Екатерининском дворце, здесь и кариатиды, и атланты, и львиные маски, все говорит о роскоши этого величественного сооружения;
- также 4 кариатиды разместились в доме Пашкова в Литейном переулке, они установлены на пилонах перед входом и поддерживают балкон.
Рисунок 2. Дом Пашкова в Литейном переулке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно одной из легенд название «кариатида» произошло от названия города Кария, в Аркадии, где на праздниках, организованных в честь богини Артемиды, девушки танцевали с корзинами на головах.
Применение различных скульптур и элементов значительно меняет облик здания, если заказчик хочет увидеть проект в классическом стиле, то без портиков, колонн, пилястр не обойтись, именно эти элементы подсказывают, что за стиль перед нами. Но стоит быть очень аккуратным в использовании этих элементов, поскольку они свойственны давно ушедшей эпохе и в новом строительстве уже потеряли свое исходное значение.