Сущность архивольта
Архивольт в переводе с латинского означает «обрамляющая дуга». Внешне архивольт обычно представляет собой некое обрамление арочного проёма, обычно выступающее за плоскость стеновой конструкции или украшенное скульптурным декором. Данный архитектурный элемент усиливает арочную дугу. Архивольты традиционно декорируют барельефами, рельефами, фризами или росписью.
Архивольтом называют полукруглый или остроконечный наличник оконного или дверного проема. Архивольт нередко использовался в средневековой готической архитектуре и русском зодчестве 16-17 веков.
Архивольт состоит из нескольких каменных дуг, вписанных друг в друга. Большинство арочных проходов готических соборов обрамлены архивольтами с четырьмя или пятью дугами, они декорировались барельефами, каждый из которой иллюстрировал определенную сцену из общей концепции повествования.
Традиционный архивольт в классической архитектуре увенчивался замковым камнем, который усиливал всю конструкцию проема. В зависимости от архитектурного стиля замковый камень нередко украшается скульптурными медальонами, маскаронами и т.д. Примечательно, что в романской, византийской и готической архитектуре архивольты были лишены аграфов.
Аграф в составе архивольта
В архитектуре аграфом называют специально оформленный замковый элемент на вершине дуги окружности. В переводе с французского языка аграф означает «зажим». Этот замковый камень арочного проема служит для увеличения прочностных характеристик конструкции. Аграф, украшающий вершину арки или проема, является декоративным клинчатым элементом в случае, если он выступает из плоскости арки. Известно, что проемы с аграфами нередко использовались в архитектуре классицизма. Они встречаются и в сооружениях эпохи классицизма, в архитектуре барокко, поздней готики и даже в античном зодчестве.
Рисунок 1. Манеж в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В качестве центрального закрепляющего элемента аграф стал использоваться в арочных проемах в романской архитектуре. Он соединял вершину проема с нижней частью антаблемента или карниза и украшался резьбой или рельефными изображениями.
Позднее аграфы стали использоваться в готической архитектуре в качестве детали, венчающей аркады или порталы. Здесь аграф украшался маскаронами, каменными барельефами и изображениями причудливых животных, листьев клевера или геральдических символов.
В эпоху архитектуры барокко и рококо назначение аграфа было несколько преобразовано: из опорного и несущего элемента он превратился в декоративный. Такими аграфами украшали дверные проемы и декоративные арочные ниши. Аграфы из лепнины имели клинообразную или трапециевидную форму, они украшались маскаронами с изображением херувимов, античных божеств, цветов, животных и т.д. Позднее, спустя несколько десятилетий, в период классицизма и раннего ампира изысканное украшение аграфов стало уходить в прошлое, они стали декорироваться более скромно и лаконично. В этот период главенствующими изображениями при украшении были римские орлы, львы, а также тематические военные изображения. Во внутреннем декоре аграфы стали покрывать позолотой или бронзовым напылением.
В современной архитектуре аграфы используются в качестве декоративных элементов, которые украшаются весьма разнообразно. В отличие от архитектуры XVIII-XIX веков, когда аграфы изготавливались преимущественно из камня и алебастра, в современных сооружениях при их производстве применяется полиуретан, искусственный камень, стеклофибробетон, стеклопластик и другие новейшие материалы.
Рисунок 2. Церковь Покрова на Нерли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Аграф призван дополнять архитектурный стиль оформления фасада здания и внутренних его помещений. Он обуславливает единство сооружения и придает всей композиции завершенность.
Архивольт в сооружениях
Архивольты и аграфы встречаются в таких сооружениях, как:
- Малый театр в Москве. Данный театр является одним из старейших в России. Строительство здания было начато в 1821 году купцом В.В. Варгиным. Через три года архитектор О. Бове при формировании архитектурного ансамбля Петровской площади перестроил здание для театра. В 1840 году архитектор К.Тон занимался реконструкцией внутренней части сооружения, сохранив при этом внешний вид здания;
- Церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, находящийся на территории Владимирской области в России, является выдающимся памятником архитектуры владимиро-суздальской школы. От первоначального здания храма XII века до нашего времени без искажений дошел лишь основной объем - квадратный в плане четверик и глава. Стены данной церкви строго вертикальны, однако, благодаря успешно найденным пропорциям они выглядят наколенными внутрь, что визуально придает им большую высоту. Внутри здания крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает ощущение «высотности» интерьера. Данный храм является крестово-купольным, трёхапсидным, одноглавым, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами, оформленными архивольтами;
- Здание Манежа в Москве. Прямоугольное в плане здание построено в стиле классицизм. Здание длиной 166 метров и шириной 44 метра было весьма крупным для времени своего строительства (1817 год). Торцовые фасады здания украшены аркадой с архивольтами из семи арочных проемов с полуколоннами. Проемы увенчиваются гладкими фронтонами без какого-либо декора. Колонны тосканского ордера, примыкающие к боковым стенам, располагаются по бокам от сводчатых окон. Под торцевыми фронтонами, а также в средней части боковых стен предусмотрены тройные деревянные ворота. Главным фасадом является Южный, выходящий на Кутафью башню – один из четырех входов в Кремль. Большое количество оконных проемов было запроектировано для того, чтобы внутреннее пространство Манежа хорошо освещалось дневным светом (площадь оконных проемов составляет около трети площади стен).