Особенности архитектурных приемов XX – XXI вв.
Архитектурный прием – это совокупность композиционных методов, свободно сочетающихся друг с другом.
Двадцатый век начался 1-го января 1901 года, однако, из этого не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, который учредил новый стиль XX века. Большая часть процессов, имеющих историческую важность началась еще в XIX веке. Следует заметить, что эта эпоха вовсе не имеет общеобязательного «стиля искусства XX века», а попытки сформулировать какие-либо характерные свойства такого стиля были бы крайне неосмотрительными. В этой связи не следует считать, что в XX веке коренным образом изменилась вся природа искусства. Не было проложено никакой границы между старым и новым искусством.
Разговор об искусстве XX века следовало бы начинать с некоторых предпосылок, на основе которых можно было бы рассматривать само искусство.
Рисунок 1. Модернизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Искусство XX века можно охарактеризовать как переломное. Это не просто старый или новый период. Это кризисное искусство, поскольку в самом начале столетия наблюдался весьма напряженный перелом.
Реализм (сер. XIX – XX вв.) – это эстетическая позиция, согласно которой искусство должно быть максимально близким к реальности. В художественной сфере значение реализма весьма сложно и противоречиво. Его границы неопределенны и изменчивы. Живопись реализма была распространена далеко за пределами Франции, которая считается его родиной. В разных странах реализм известен под разными названиями:
- в России – передвижничество;
- в Италии – веризм маккьяйоли;
- в США – школа мусорного ведра.
Модернизм (конец XIX – середина XX в.) – это совокупность множества направлений в искусстве. Наиболее значительными из них были импрессионизм, экспрессионизм и футуризм.
Авангард (конец XIX – начало XX в.) – также обобщающее название, включающее в себя несколько течений. Его началу предшествовал период протоавангарда. Последний характеризовался переходом от классической эстетики Аристотеля к неоклассическим традициям. Авангард тесно связан с такими течениями, как баухауз, футуризм и экпрессионизм.
Парижская школа (1900 – 1960 гг.) – это условное название нескольких поколений художников и архитекторов, обосновавшихся в Париже. Нередко их подразделяли на представителей трех периодов: до 1920-го, межвоенное двадцатилетие и послевоенные годы. Мастеров, относящихся к двум последним периодам, называют «Новой парижской школой».
Под современным искусством, берущим свое начало во второй половине XX века, понимается совокупность художественных практик нового искусства. Основные его положения восходят к модернизму или, напротив, находятся в резком противоречии с этим явлением.
Современное искусство и архитектура в нынешнем виде начали формироваться в 60-е гг. XX века. Художественные искания этого периода можно охарактеризовать как поиск достойной альтернативы модернизму. Это выражалось в поиске новых образов и архитектурных форм. Многие европейские художники следовали за французскими философами, предлагавшими термин «постмодернизм».
Композиционные приемы и их сочетания
Как уже отмечалось выше, в архитектурной практике часто имеет место сочетание различных композиционных приемов. Свободная композиция не подчиняется строгой геометрической закономерности. Различные объемы здесь сочетаются между собой и следуют максимально выгодной функциональной связи между помещениями.
При наличии внешних или природных факторов (например, гористый рельеф или озеро), свободная композиция может подчиняться им, повторяя их очертания.
К основным композиционным средствам, применяемым архитекторами, относятся: симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и контраст.
Под симметрией понимается расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно главных осей здания. Симметрия является одним из действенных средств организации пространства, поскольку она имеет под собой психофизиологическую базу (органы восприятия человека практически симметричны). Ориентация человеческого тела в пространстве связана с осями симметрии человека. В этой связи человек во все времена переносил принцип симметрии на построение создаваемых им структур. Симметричность воспринимается зрителем как проявление завершенности формы.
Надо сказать, что в зданиях со сложной функциональной структурой симметрия трудно осуществима. В подобных случаях используют принцип асимметрии (в современных произведениях архитектуры асимметрия вовсе не означает, что элементы будут расположены хаотично).
Контраст – это ярко выраженные отличия в объемах отдельных элементов здания. Контраст может быть использован как в фактуре материалов, так и в цветовых решениях. Слабо выявляющиеся различия называются нюансными композициями.
Следует упомянуть и такое понятие как пропорция. В архитектуре пропорция имеет большое значение, поскольку соотношение геометрических размеров для зрительного восприятия чрезвычайно важно. От него зависит художественная выразительность архитектурной композиции. Существуют контрастные пропорции (например, 1:2 или 1:5) и нюансные (например, 4:5 или 9:10). За единицу в архитектурной практике обычно принимается отрезок, равный какому-либо повторяющемуся элементу или детали. Такой отрезок носит название пропорционального модуля. Метод пропорций известен еще из Древней Греции, где в качестве модуля принимался размер обработанного камня (квадра).