Архитектурная композиция
В наше время каждый день возводятся все новые и новые сооружения, причем в целом их проекты весьма ожидаемы и посредственны. Чтобы здание стало запоминающимся и не потерялось в общей кубатуре метров, архитекторы стремятся использовать все имеющиеся в их арсенале средства, в том числе создать архитектурную композицию.
С одной стороны, архитектурная композиция обладают всеми признаками законченного произведения:
- баланс между частями и целым;
- единство между целым и его составляющими;
- завершенность;
- доступность для понимания.
Архитектурная композиция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Архитектурная композиция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Но архитектурная композиция в рамках одного объекта не должна рассматриваться однобоко и узко, любое здание встраивается в существующий контекст, в систему улиц, зданий, потоков. Оно становится частью городской композиции и начинает функционировать не только как самостоятельный и автономный объект, но и как часть городского ландшафта. В каждом случае архитектор обязан предусмотреть то, как будет выглядеть его здание в контексте, сольется ли оно с окружающей средой или будет контрастировать с ней.
Баланс – это равновесие и совершенство архитектурной композиции.
Художественная выразительность
Художественная выразительность стала в архитектуре практически рудиментарным элементом. Так сложно привести примеры современных зданий, которые бы ею обладали, что кажется, что она осталась лишь на страницах старых книг и журналов по архитектуре.
Архитектурная выразительность обычно понимается довольно приземленно, через:
- пропорциональность элементов, которая может подчиняться арифметической, гармонической, геометрической прогрессии;
- наполненность элементами, к примеру, помимо окон и дверей, в сооружении присутствуют колоннады, пилястры, пилоны или декоративные элементы;
- стилевую принадлежность, все здание и его элементы должны соответствовать одному стилю, либо же смешение стилей должно быть обосновано;
- применение средств гармонизации, таких как метр, ритм, симметрия или асимметрия, контраст, доминант и прочее.
Архитектура не обладает прямой художественной выразительностью, она должна донести мысли автора до потребителя через очень ограниченный набор средств.
Каждое здание является капсулой времени. Те, кто строят сегодня, создают объект, которым будут пользоваться их потомки, они также будут задаваться вопросами о том для чего была предназначена эта архитектура и почему она была такой. Архитектура конструктивизма современными поколением не воспринимается как ценность или объект культурного наследия, она кажется слишком простой, пустой, угловатой в то время как сто лет назад она считалась революционно новой, свежей и непохожей ни на что другое.
При этом, архитектура, в отличие от живописного, графического либо скульптурного произведения искусства не может быть убрана в чулан или шкаф, она будет оставаться всегда на виду, будет частью городской структуры. Поэтому требования к архитектурному произведению так высоки, у их авторов нет права на ошибку, перестроить объект заново никто не даст, всем придется мириться с тем, что в итоге получилось, даже если выглядит оно весьма убого.
Таким образом сегодня выразительность архитектурной композиции остается трудновыполнимой задачей, с одной стороны архитектора сдерживают от изысков и экспрессии ограничения экономической целесообразности, а с другой стороны, от ярких акцентов и доминант его удерживают консервативные представления общества об утилитарной архитектуре. У архитектора остается лишь небольшое ограниченное нормативами, бюджетом, возможностями строительной индустрии и законами физики поле для деятельности, самовыражения и поиска идеального решения этой нетривиальной задачи. Большая часть архитектурных объектов являются типовыми, никто не ждет от проекта многоэтажного жилого дома, что он войдет в шорт-лист престижных архитектурных премий, эта не та архитектура, которая попадает в журналы. За подобными решениями заказчики обращаются к именитым архитекторам, но при этом они должны быть готовы и заплатить за столь изысканные решения согласно запросу автора.