Характерной чертой культуры японцев является особое уважение к природе.
Японцы, в отличие от европейцев, не чувствуют себя хозяевами природы, а только ее частью. Это связано с религией синто, здесь в Японии существует страсть к пространству, а также к архитектуре. Еще одна творческая сила, глубоко укоренившаяся в традициях японской культуры, является асимметрия. Встречающаяся симметрия является отражением аспектов китайской культуры, или западной.
Культ природы легче всего найти в архитектуре храмов и их окрестностей. Самое главное святилище синтоизма в Японии это храм богини солнца Аматэрасу в Исэ, который был основан в третьем веке. Храм Исэ был построен из кипарисового дерева и покрыт корой, без использования гвоздей. Вся конструкция помещена на сваях. Естественный цвет материала прекрасно вписывает здание в окружающую природу, создавая впечатление, что здание было построено самой окружающей средой.
Храм Исэ каждые $20$ лет восстанавливает снова и снова, используя те же материалы, точно повторяя всю структуру и детали. Эта традиция сохраняется с $685$ года.
С приходом в Японию буддизма были приняты новые китайские модели выравнивания и симметрии композиций. Новинкой был фундамент зданий на каменном постаменте и крыши, покрытые керамикой.
Первый буддийский храм основал в Японии в $558 $году.
Самым ценным памятником этого периода является храм Хорюдзи.
Этот комплекс считается самым старым памятником деревянного зодчества, не только в Японии, но и во всем мире. Тем не менее, и здесь вы можете увидеть японское творчество, выраженное несимметричным расположением пагоды.
Отдельные периоды
Годы с $794$ по $1185$ называют периодом Хэйан, что очень важно для развития японской культуры. Во второй половине этого периода наблюдается явное ослабление влияния культуры китайцев. Вся структура получила определенную легкую деревянную конструкцию, установленную традиционным способом на столбах.
Во время Муромати ($1338$ - $1573$) получило развитие богатого изобразительного искусства, а также достижение садово-паркового искусства, привело к созданию нового, свободного в своем стиле макета корпусного особняка. Его отличительные особенности включают в себя: "токонома" - небольшая ниша в стене на слегка приподнятом уровне от пола, подчеркивает важность того места, где помещена пластинка в виде рисунка (какэмоно) и икебан.
Следующий период, Адзути-Момояма ($1573$ - $1603$), характеризуется главным образом строительством замков. Несмотря на то, что они были построены, в качестве военных баз они также показывали престиж правителя.
Еще одна эпоха - Эдо ($1603$ - $1868$), это период строгой изоляции Японии. С одной стороны, богатые архитектурные формы, насыщенны яркими красками художественного оформления, связаны с китайскими стандартами (например, Мавзолей в Никко). С другой стороны, императорская вилла Кацура в Киото (построена между $1620$ - $1658$) - легкая деревянная конструкция.
Во второй половине $XIX$ века, в конце концов, под давлением со стороны Европы и Соединенных Штатов, длящейся с $1639$ года изоляция Японии была прекращена. Этот период модернизации. Вдохновение было взято из западных архитектурных форм, иногда формы точно копировали.
Общие черты традиционной японской архитектуры
Многое в традиционной архитектуре Японии не является родным, а было привезено из Китая и других азиатских культур на протяжении столетий. Японская традиционная архитектура и ее истории, как следствие, доминируют китайские и азиатские техники и стили с одной стороны, и японские оригинальные вариации на эти темы с другой стороны.
Прежде всего, это выбор материалов, всегда использовалась древесина в различных ее формах (доски, солома, кора дерева, бумага и т.д.) для почти всех структур.
Общая структура почти всегда одинакова: колонны и притолока поддерживают большую и слегка изогнутую крышу, а стены толщиной с лист бумаги, часто подвижны.