Архитектура второй половины XVIII века во Франции
Главным стилем Франции середины восемнадцатого века становится неоклассицизм. Те принципы, которые были руководящими еще в начале века, отходят на второй план и становится заметно применение более строгих и лаконичных форм, возрастает интерес к античности. Как основной элемент античной архитектуры, ордер вновь становится востребованным. Согласно принцам античности архитекторы используют простые приемы формообразования, основанные на ясных и четких объемах. Французская архитектура не следует по пути прямого копирования, у французского классицизма есть собственное лицо. Достаточно лаконичное и ясное общее решение массы сочетается с мягкими переходами между объемам, между поверхностями. За счет активного вертикального и горизонтального членения и использования орнаментов, постройки приобретают специфический характер.
С точки зрения оформлении интерьеров вновь появляется четкая грань между вертикальными и горизонтальными конструкциями, исчезает орнамент свойственный рококо, но остаются тяги, лопатки и расчленение поверхности стен.
Лопатка – это вертикальный, плоский, узкий выступ стены, который не имеет базы и капители. Лопатки часто путают с пилястрами, которые имеют базу и капитель, и также представляют собой выступ стены.
Садово-парковое искусство также переживает изменения, типичный французский сад, который выстраивался по геометрической схеме, становится более живописным, в нем появляются новые малые архитектурные формы.
Известными французскими зодчими этого периода являлись:
- Ж. А. Габриель;
- Ж.-Ж. Суффло;
- Ж. Гондуэн.
Не смотря на общее активное развитие идей классицизма в архитектуре заметно и расслоение этого течение на направления, среди которых можно выделить ранний классицизм и монументализм.
К известным постройкам этого периода относятся парижское здание Хирургической школы, Площадь Согласия.
Французский классицизм второй половины восемнадцатого века во многом продолжал принципы архитектуры прошлого столетия, но через простоту и ясность форм реализуется демократизация искусства. Архитектура от возвышенной и недоступной становится более человечной.
В градостроительстве также видны серьезные изменения, впервые формируются планы, охватывающие весь город.
Неоклассицизм
Французский неоклассицизм историками рассматривается как естественный процесс возвращения к чистым и сбалансированным решениями, которые были утрачены за период барокко. В развитии французского неоклассицизма сыграли роль четыре фактора:
- желания конструктивной чистоты;
- романтизм античности;
- археологические раскопки;
- книги.
Увлеченность античностью и историей превратилась в один из самых явных трендов того времени. Интерес к этой теме формировался раскопками, открытием Гекуланиума и Помпеи. В опубликованных по результатам раскопок книгах были показаны древние храмы и конструкции, в которых нашли вдохновение зодчие во всей Европе. Греческие конструкции казались логичными, понятными даже спустя века. Задаваясь вопросом, не такой ли должна быть архитектура, архитекторы все больше убеждались в ценности античных раскопок и правильности вновь обретенной архитектуры.
С опытом, накопленным за прошедшие столетия, французские архитекторы подошли к обретенному наследию, как к проблеме, требующей рационального исследования. Создавались пособия, методики, книги и труды, посвященные классицизму. Разрабатывались теории происхождения ордерной системы и конечно все это применялось на практике.
Важным шагом оказался переход к пониманию города как единого целого, как организма, в котором все элементы должны быть взаимосвязаны. Площади перестали быть частью зданий, а стали частью улиц, которые формировали каркас города. Поменялся и тип площадей, они стали открытыми.
В Версале отражены многие градостроительные идеи, характерные для Франции второй половины восемнадцатого века.
Рисунок 1. Версальский дворец выполнен в духе классицизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Неоклассицизм оставался доминирующим стилем до начала следующего века, затем его сменил ампир. Возникнув в противовес чрезмерности рококо и барокко начала века, неоклассицизм позволил вернуть умеренность в архитектуру и стал основной для дальнейшего развития в этом направлении.