Туманный Альбион является центром туризма в том числе благодаря уникальной архитектуре, которая в целом отвечает тем же этапам развития, что и архитектура Западной Европы, но имеет множество особенностей.
Архитектура Великобритании
История британской архитектуры начинается с первой церкви, построенной в 597 году, после того как Августин Кентерберийский прибыл на остров. Из тех сооружений, что уже существовали на тот момент стоит отметить Стоунхендж, относящийся ко второму тысячелетию до нашей эры. Эта территория была населена племенами кельтов, но их архитектура не сохранилась. С 69 по 43 годы до нашей эры часть Британии колонизировали римляне, до наших сохранились руины древних римских крепостных стен, обозначавших отвоеванную территорию. Также сохранились остатки терм, вал императора, виллы с мозаичными полами. В эпоху раннего средневековья на остров прибывают саксы, англы и юты, германские племена. С начала 7 века ведется история английской архитектуры средневековья. Нормандское вторжение 1066 года стало причиной развития нормандского стиля, в это время появляется централизованное феодальное государство.
Норманны – это скандинавы, которые вели опустошительные морские разбойничьи набеги с 8 по 9 века.
Смена архитектурных стилей Англии выглядит следующим образом:
- нормандский стиль до 1100 годов;
- готика до 1500 годов;
- ренессанс до 1650 годов;
- барокко до 1700 годов;
- рококо (стиль Георга II и Чиппендейл) до 1750 годов;
- классицизм до 1830 годов;
- историзм и викторианский стиль до 1900 годов;
- декоративизм до 1920 годов;
- функционализм до начала 2000;
- постмодернизм, минимализм, хай-тек и футуризм – наше время.
Рисунок 1. Здание Парламента, Лондон, один из символов города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Великобритании середины XIX - начала XX века
Какие и многие другие страны в конце 18 века Великобритания переживает промышленный переворот, что значительно меняет характер городов. Стране требуются новые заводы, фабрики и производства, которые располагаются в когда-то тихих окрестностях сельских усадеб и в само городе. Смог, который стоял над Лондоном от труб промышленных заводов, стал символом нового города. Теперь архитектурный облик диктовали не архитекторы, а инженеры.
В Лондоне, которому была свойственна средневековая планировка, начинается эпоха массового строительства, в результате которой улицы были заполнены однотипными дешевыми жилыми домами для новой волны мигрантов из деревня. Первые индустриальные трущобы были обречены еще на этапе проектирования, бедность и перенаселенность сопровождали их на всем пути существования.
На фоне мощного торгово-экономического потенциала Великобритания 19 века становится первой среди других стране и принимает Первую всемирную выставку. Выставочный павильон хозяйки выставки должен был поразить всех и продемонстрировать уровень развитости, успешности и прогрессивности. Но за два года до начала выставки споры вокруг проекта все не утихали, единого мнения комиссии не было. Свою идею предложил Джозеф Пакстон, известных к тому времени как инженер оранжерей в королевских садах, издатель и ботаник. Его проект представлял собой стрежневую систему из металлических элементов, которая позволяла накрыть стеклянной крышей большой участок земли, сохранив при этом сам Гайд-парк. Проект Пакстона был дешевле других вариантов, его отличала грандиозность, техническая инновационность и зрелищность.
Перед Первой мировой Войной в Великобритании началась эпоха модернизма, которая вызвала значительный интерес. Первые элементы модернизма проявились в оформлении книг, художники иллюстрировали произведения литературы используя характерные модернистские узоры. Ярким примером является здание Вестминстерского собора, спроектированное архитектором Джоном Бентли.
Известным архитектором начала 20 века был Ч. Макинтош, который представлял свои работы на выставке в Турине и на Венком сецессионе, что принесло ему мировое признание. В его работах объединены лаконичные кривые и прямые линии.
Известные постройки Макинтоша – Школа искусств Глазго, Чайные комнаты в Глазго, здание Хилл хаус.
Также Макинтош известен как участник «группы четырех», в которую помимо него входили:
- М. Макдональд;
- Дж. Макнейр;
- Ф. Макдональд.
Они создали лаконичный британский вариант модерна, известный как Школа Глазго. Многие современники Макинтоша говорили о новом течении – макинтошизме.