Взаимосвязь архитектурных форм и одежды
Не секрет, что для создания модного продукта дизайнеры нередко обращаются к определенным примерам из области архитектуры, таким как:
- античные скульптуры;
- работы архитектора Петера Цумтора;
- скульптуры-монолиты специалиста Ли Чена.
Продвижение концептуальных тенденций в одежде требует надлежащей презентации. Для полного погружения людей в атмосферу новых коллекций дизайнерами используются специальные впечатляющие площадки показов, конструированием которых занимаются специалисты в области архитектуры.
Сооружения для показа мод
На сегодняшний день скульптуру, дизайн промышленных объектов, архитектуру и моду можно назвать смежными территориями, на стыке которых работают культовые кутюрье. Среди специалистов в области дизайна одежды XX века в этой отрасли можно отметить таких людей, как:
- Чарльз Джеймс;
- Кристиан Диор;
- Пако Рабанн;
- Кристобаль Баленсиага.
Дизайнеры одежды, как и архитекторы, занимаются разработкой оболочки для человека. Однако, в отличие от архитекторов, дизайнеры создают некий динамический объект, который предназначен для существования в движении. Одним из ярких примеров высококонцептуальной моды, которая потерпела поражение является история Чарльза Джеймса, американского кутюрье. Его дом моды был закрыт в 1958 году. Примечательно, что вещи этого специалиста были сконструированы весьма органично и являлись скорее предметами искусства, нежели одеждой. Они «подминали» под себя человека: их было тяжело носить.
Но есть и положительные примеры в этом отношении. Кристиан Диор все-таки смог совершить революцию несмотря на неудобство конструкций собственных вещей. Ему принадлежит создание новой формы и женского силуэта, в этой связи данный этап в его творчестве ознаменован подъемом популярности дома Dior. Сам Диор утверждал, что хотел быть архитектором, поэтому в дизайне его одежды прослеживались некоторые принципы архитектуры сооружений. Конструируя платья Кристиан Диор учитывал законы архитектуры и гравитации. Данный подход основателя бренда и сегодня успешно применяется для презентаций новых моделей. Например, для показа одной из осенних коллекций было специально сконструировано пространство, состоящее из абстрактных архитектурных композиций и витражей. Шоу данной коллекции провели на Лазурном берегу во «Дворце пузырей», построенном по проекту архитектора Антти Ловага в 1989 году. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть основную концепцию представленных образцов одежды. Здесь нужно отметить, что собственником данной виллы со сферическим окнами является Пьер Карден, поклонник геометрических силуэтов в моде.
Рисунок 1. Дворец пузырей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня показ мод уже нельзя назвать показом в привычном понимании. Внушительные декорации и необычные сценарии шоу Chanel о Карле Лагерфельде известны даже людям, далеким от мира мод. Известно, что Лагерфельд ежегодно собирает внутри крупных павильонов небольшие кафе или супермаркеты. Примечательно, что для этого Карл предпочитает сотрудничать с суперзвездами в области архитектуры, например, с Захой Хадид. Захе принадлежит проект мобильного павильона, построенного в 2008 году. Этот павильон был несколько раз демонтирован и перемещался по всему миру от Токио до Нью-Йорка. В 2012 году под руководством Захи Хадид было задекорировано здание Grand Palais.
Позднее Лагерфельд перенес показ круизной коллекции в Сеул, в огромное сооружение под названием Dongdaemun Design Plaza. Специалисты в области мод ожидают совместных коллабораций архитектора и дизайнера, ведь Заха Хадид известна не только в области архитектурного проектирования зданий и сооружений, она сотрудничала со многими модными марками. Заха занимается разработкой дизайна некоторых гаджетов, ювелирных украшений и обуви. Из наиболее известных коллабораций Захи Хадид с дизайнерами можно выделить её сотрудничество с компанией Adidas и Фареллом Вильямсом.
Рисунок 2. Dongdaemun Design Plaza. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Не менее известный бренд Louis Vuitton сотрудничает с архитектором Фрэнком Гери. Инженер известен тем, что построил Музей Гуггенхайма в Бильбао, задав в девяностые годы XX века моду на здания-аттракционы. В 2015 году Гери запроектировал для Louis Vuitton оригинальное стеклянное сооружение и занимался оформлением витрин некоторых бутиков по всему миру. Примечательно, что Фрэнк Гери создал сумку в рамках проекта «Икона и иконоборцы». Для презентации одной из последних коллекций брендом Louis Vuitton был выбран особняк в стиле модерна середины XX века. Данное сооружение принадлежит американскому комику Бобу Хоупу и располагается в американской пустыне Палм-Спрингс.
Связь архитектуры с модой
Мода с архитектурой связана больше, чем с другими видами искусств. Логично, что эти области довольно гармонично дополняют друг друга. Однако, нельзя не заметить, что авангардная архитектура на сегодняшний день отступает перед более практичной. Здесь также можно провести некоторые параллели: на смену авангардной одежде и обуви приходят более практичные и функциональные вещи. После событий, связанных с мировым финансовым кризисом знаменитым архитекторам все чаще заказывают миниатюрные шедевры, например, бутики, в которых дизайн и организация пространства реализуется таким образом, чтобы как можно сильнее продемонстрировать ДНК бренда и способствовать его продажам.
Для иллюстрации вышеизложенного можно упомянуть знаменитого архитектора Нормана Фостера, занимавшегося проектом магазина Joseph в Лондоне. Известно, что бренд Rocsanda Ilincic заказывал проект строительства лондонского бутика у минималиста Дэвида Аджайи, который является автором проекта Сколковской школы управления. Французский архитектор Кристиан де Портзампарк, работающий в стиле постмодернизма занимался проектированием бутика Christian Dior в Сеуле, за что был удостоен весьма престижной Притцкеровской премии. Конструкция фасада бутика в Сеуле имеет отсылки к струящимся драпировкам платьев от Christian Dior.