Архитектура метро
Первое метро в России появилось в Москве. После Великой Отечественной войны метро было построено в северной столице, а затем и в других городах. Для мегаполиса метро является залогом стабильности и скорости перемещений, но стоимость строительства метро высока, что значительно сдерживает его развитие в крупных и крупнейших городах.
Метро обладает удивительной силой уравнивания людей, им пользуются все из-за тех неоспоримых преимуществ, которое оно дает. Общественный транспорт в данном случае превосходит личный.
Архитектура метро складывается из множества факторов:
- географического, расположение метро, его привязки к району, к месту, к определенным локациям. В зависимости от географии могу подбираться названия, материалы для отделки, идеи для дизайна и концепции;
- геологического, а именно строения груета. Расположение уровня грунтовых вод, опасность обвала и обрушений и многие другие факторы взвешиваются, чтобы определить наилучшую трассу для движения поездов;
- стратегического. Каждая новая станция метро является не просто точкой на карте, она находится в системе, в жесткой взаимосвязи с другими станциями, маршрутами, линиями, узлами. Развитие метро ведется на основании стратегии, которая позволяет планомерно осваивать этап за этапом;
- контекстуального. Внимание при выборе дизайна новой станции уделяется и окружающей застройке, маршрутам, видовым точкам, схема, перспективам, в которые будет вписана входная группа;
- исторического. Гений места возникает лишь в том случае, когда решение оказалось соответствующим не только ситуации современной, но и истории самого места.
Метро ежедневно пользуются сотни тысяч людей, оно создается для перевозки пассажиров и поэтому его архитектура стремится быть утилитарной. Особенно это выражается в архитектуре современных станций, которым свойственны минимализм, лаконичность и лапидарность.
Видовая точка – это место, с которого созерцается композиция и раскрывается замысел архитектора.
Рисунок 1. Первые станции метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура станций метро 1950-х годов
Строительство метро в послевоенные годы велось активными темпами. Заложенные до войны станции метро в Ленинграде начали достраивать после снятия блокады, а в Москве продолжилось строительство и расширение метро. К 1954 году была завершена Кольцевая линия. В 1955 году было выпущено постановление, согласно которому устранялись все излишества в архитектуре, что не могло не отразиться и на архитектуре метро.
Были введены в эксплуатацию следующие станции:
- Ботанический сад;
- Рижская;
- Проспект Мира;
- Алексеевская;
- ВСХВ.
Новые станции метро 1950-х лишились привычного блеска, роскоши, украшений, первоначальные проекты, которые подразумевали красивое обрамление, были пересмотрены. Уже выполненные работы были закрашены и заштукатурены, чтобы соответствовать новым представлениям об архитектуре.
Рисунок 2. Станция метро «Рижская» была возведена в 1950-х годах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые московские станции метро всегда будут ассоциироваться со сталинской архитектурой. Для них характерны роскошные люстры, богатые обрамления, обилие декора, дорогостоящие материалы. Первое в стране метро должно было поражать своим размахом и великолепием. После войны, когда сменилось руководство страны, необходимо было перераспределить ресурсы и направить их на выполнение первоочередных задач, роскошь попала под запрет. Проще стала архитектура и зданий, и сооружений, к которым относятся и московские станции метро. К счастью, эти изменения не коснулись уже построенных станций.
Архитектура всегда чутко реагирует на изменения, которые происходят в обществе. В периоды войн, архитектура находится в стагнации и упадке, в периоды экономического роста, строительство ведется высокими темпами. Политические, экономические, социальные факторы находят свое отражение в архитектуре.