Классицизм во Франции
Классицизм – это архитектурный стиль, появившийся в Европе и распространенный в период с XVII по XVIII вв.
Архитектура классицизма была широко распространена прежде всего во Франции, несмотря на то, что классицизм пришел туда позднее, чем в Англию. В преддверии Великой французской революции появляется стремление к суровой лапидарности форм. Зодчие всё чаще начинают обращаться к античным памятникам.
Наиболее известными представителями классицизма во Франции были:
- Жак-Анж Габриэль;
- Этьен Луи Булле;
- Клод-Никола Леду.
К середине XVIII века классовые противоречия во Франции продолжали усугубляться. Активной движущей силой в сложившихся обстоятельствах было третье сословие – буржуазия. Так же как и в других государствах, правящий класс был заинтересован в том, чтобы создать свою идеологическую систему внутри государства. Данная система была связана с философией просвещения. Процессы, протекающие во французской культуре, имели много общего с тем, что происходило в Италии. Отмечался повышенный интерес к античному зодчеству и культуре в целом. Рококо неизбежно вытесняется классицизмом. Французское правительство даже провозгласило классицизм стилем французской буржуазной революции. Что касается внутреннего декора, то классицизм здесь часто называют стилем Людовика XVI.
Рисунок 1. Храм Святой Женевьевы в Париже. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первым этапом развития классицизма во Франции специалисты называют архитектурные достижения второй половины XVII столетия. Начало развития французского классицизма связано с возведением церкви Святой Женевьевы в Париже, позднее получившим название «Пантеон».
Стремление использовать античные конструктивные элементы в архитектуре было реализовано во Франции в начале XIX века. Тогда в Париже было возведено большое количество построек с ясностью ордерных членений и композицией в стиле классицизма. Воздействие композиции было усилено тем, что общая архитектурная концепция города имела классический оттенок. Здания стали органичным завершением парижского диаметра, а также создали главные ориентиры на плане и в центре города. Новые объекты стали композиционным завершением перспективы главных улиц. К античной архитектуре больше всего приблизился внешний вид церкви Мадлен, строившейся с 1764 года по проекту Контана де Иври. Проект был завершен архитектором П. Виньоном в период с 1806 по 1842 гг. в виде «греческого» религиозного сооружения периптериального типа. Одновременно с этим строится колонна на Вандомской площади (вероятно, специалисты вдохновлялись колонной Траяна в Риме), а также Триумфальная арка на площади Звезды (1806 – 1836). Наподобие античных триумфальных арок последняя имеет скульптурное декоративное убранство, выполненное скульптором Ф. Рюдом. Так, французский классицизм уже в самом начале своего развития стал стилем памятников, выражающих могущество и представительность Наполеона, что и нашло отражение в другом названии стиля – ампир.
Надо сказать, что классицизм внес множество изменений в привычную пространственную систему города. Он прорезал нерегулярную сетку улиц, появившуюся еще в средневековье величественным комплексом прямых площадей, а на пересечениях их осей установил богатые архитектурные монументы. Рационализм мышления в этот период проявлялся в стремлении к созданию единой градостроительной концепции, что привело к учреждению Парижской художественно-плановой комиссии в 1793 году. Организация в Париже Королевской академии живописи и скульптуры способствовала закреплению в стране доктрин классицизма. Здесь был разработан свод законов, регламентирующих композицию любого рисунка: правила изображения эмоций, а также систему жанров в живописи и пропорций в строительстве. Студенты Королевской академии занимались изучением античных памятников архитектуры непосредственно в Риме, а после окончания учебного заведения работали в самых развитых Европейских державах. Следования канонам классицизма начинает проявляться уже в архитектуре восточного корпуса Лувра (1667 – 1678), который был спроектирован архитектором К. Перро, одержавшим победу в конкурсе на строительство над итальянцем Бернини, чей проект был выполнен в стиле барокко. Аналогичным примером может также служить Малый Трианон в Версальском Парке.
Известнейшими архитекторами, развивавшими основные принципы классицизма во Франции, были Ш. Персье и П.Ф. Фонтэн, которые, будучи архитекторами королевского двора работали только в этом стилевом направлении. Они участвовали в разработке проекта реконструкции Лувра, проектировании арки Победы, а также оформлении различных парадных интерьеров. Архитекторам императорского двора удалось добиться единства архитектурных концепций целых улиц (например, улицы Риволи в Париже).
Последующее развитие
С течением времени классицизм преобразуется в чистый академизм и теряет способность к притяжению новых функциональных задач. Примером может служить здание Парижской биржи, построенное в 1808 году архитектором А.Т. Броняром или Дворец справедливости в Лионе (В. Бальтар).
Период зрелого классицизма во Франции характеризуется идеальными проектами сооружений и городов, которые своими простыми геометрическими формами предвосхитили эстетические принципы современной архитектуры уже на рубеже XVIII – XIX вв. Прежде всего здесь следует выделить Е.Л. Булле, автора проекта мавзолея Ньютона (1784) и Ж. Лекена, автора нескольких проектов сооружений на революционную тематику.
Как уже отмечалось выше, «наполеоновский ампир» использовал античные мотивы – римские, греческие или даже египетские. Главной его задачей было создать словарь республиканской династии – стиль, который бы отчетливо прослеживался в театральных интерьерах походных шатров императора и в заимствованных из античной архитектуры массивных сооружениях столицы (например, таких как Триумфальная арка Персье, ряд зданий по улице Риволи, а также Вандомская колонна, воздвигнутая Гондуэном в честь великой французской армии).