Связь архитектуры с природой
Очевидно, что сущности человека и природы существуют неразрывно, как бы человек не стремился к прогрессу, в конечном итоге он возвращается к природным истокам. Природа является первым началом, из которого на протяжении всего существования человечество продолжает черпать вдохновение при архитектурном проектировании. Однако научно-технический прогресс и духовные убеждения накладывают определенный отпечаток на сооружения разных исторических эпох.
Большое количество новых решений, появившихся в результате развития области строительных материалов и конструкций, позволяет человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности местности строительства, климатические условия и культурно-исторические особенности народов влияют на образования форм архитектурных композиций. Несомненно, природный облик накладывает отпечаток на эстетическое воспитание и формирует живые ценности, ведь появляется возможность сохранить природу для будущих поколений.
Природа проявляется в мире в многообразии форм, поэтому окруженный со всех сторон продуктами научно-технического прогресса человек продолжает брать вдохновение у природы и психологически поддается своему стремлению к духовному отдыху. Однако, это не всегда могут позволить нам архитектурные концепции рекреационных зон.
Со временем трактовка термина архитектура изменилась. Изначально он означал искусство строить здания, на сегодняшний день архитектурой можно назвать отображения возможностей человечества в области технологий строительства.
Рисунок 1. Стеклянный куб Леонардо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На сегодняшний день самыми известными специалистами в области «природного» проектирования можно назвать таких архитекторов, как:
- Грег Линн;
- Майкл Соркин;
- Сантьяго Калатрава;
- Норман Фостер.
Сегодня разрабатывается множество новых конструктивных схем здания, всё чаще фасады украшают стекло и металл, примечательно использование грубых форм в архитектуре не только деловых и общественных точек города, но и в архитектуре рекреационных зон.
Для удовлетворения психологической потребности человека в энергетическом отдыхе важно доминирование природы, поэтому важно быть у нее «в гостях», а не являться её хозяином.
Известные сооружения, иллюстрирующие связь природы и человека
Современные технологии позволяют строить здания-сады, здания с «зелеными стенами». Такие концепции, связывающие строительную архитектуру и природу, сегодня очень популярны. Рассмотрим некоторые из самых ярких примеров таких сочетаний:
- Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе, Испания. По форме это здание напоминает причудливую рыбу. Крыша отличается характерным изгибом, высота которого изменяется по всей длине здания. Боковые окна Концертного зала напоминают полузакрытые веками глаза. Основной зал имеет 1616 посадочных мест и сцену шириной 16,5 метров. Войти в холл этой оперы можно с двух сторон здания, сооружение снабжено двумя террасами с видом на море;
- Комплекс сетчатых оранжерей «Эдем», Великобритания. Купола этих сооружений состоят из множества пластиковых шестиугольников, объединяющихся в одну конструкцию. Каркас состоит из металлических труб, образующих многоугольные рамы. По форме этот комплекс сооружений напоминает сетчатые пчелиные соты;
- Стеклянный куб Леонардо, Германия. Это здание служит местом проведения неофициальных встреч. Здесь можно увидеть взаимодействие внутреннего интерьера и дизайна окружающего ландшафта. Внутренний интерьер сооружения выполнен в белом цвете и коррелирует с архитектурой фасада в плавности форм;
- Планетарий Эмисферик, Испания. Это сооружение успешно выполняет функции как планетария, так и кинотеатра Imax. Переводится название этого сооружения как «полусфера», именно такую форму имеет здание. Часть полусфера подвижна: при движении открывает находящийся внутри шар. По задумке архитектора это сооружение должно напоминать человеческий глаз, символизирующий наблюдение за огромным окружающим миром;
- Музей искусств Милуоки, США. При первом же взгляде на это сооружения появляются ассоциации с белой птицей. В галереях музея насчитывается более 30000 произведений искусства;
- Комплекс подземных домов Питера Ветча, Швейцария. Здесь за основу взята концепция земли, как теплоизоляционного материала, эффективно защищающего от дождя и потери тепла. Эти сооружения представляют собой классические дерновые дома с зеленой крышей, имеющие округлую «природную» форму и характеризующиеся отсутствием повторяющихся элементов. Архитекторы таких проектов стремятся максимально использовать природный ландшафт местности, превратив фундаментальные строительные решения в сказочные.
Наряду с конкретными сооружениями можно выделить и целые направления в архитектуре, стремящиеся усилить взаимодействие человека с природой. Например, в скандинавских странах большое распространения получили травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такое покрытие обладает не только хорошими тепло- и звукоизоляционными свойствами, но и является экологичным и экономически выгодным. В Германии также становится популярным украшение крыш композициями из цветов, это позволяет человеку почувствовать гармонию с природой, а также подчеркнуть особую индивидуальность здания.
Рисунок 2. Подземные дома Питера Ветча. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные аспекты «природной» архитектуры
Архитектура является одним из основных элементов, присутствующих в жизни человека, а также несет функцию защиты. Поэтому важно организовать пространство и внешний облик здания во взаимосвязи с экологически благоприятной рекреационной средой. Архитектура объединяет в единый организм созданное человеком и существующую природу. Это можно объяснить тем, что гармония является равновесием противоположных сил, что определяет главным принцип существования природы, ведь равноценность сил – это основа гармонии бытия. Сегодняшняя архитектура воплощает природу руками человека и является наивысшей степенью гармоничного воздействия.