Сильные архитектурные школы, сформированные в той или иной стране в результате удивительного стечения обстоятельств, определяют мировую архитектуру на много лет вперед, задавая тренды и делясь своим визионерским видением будущего. Одной из таких школы была школа Баухаус.
Школа Баухаус
В 1919 году в Германии была основана Государственная высшая школа строительства или Дом строительства, который получил название Баухаус. Стоит отметить, что до этого момента призывы к формированию нового стиля, к объединению звучали уже на протяжении десятилетия. Анри Ван де Велде, известный пропагандист ар-нуво, в своих выступления в Германии 1899 году призывал к развитию нового стиля. Спустя три года Ван де Велде получает высокую должность советника и через некоторое время открывает экспериментальные мастерские, а потом училище. В начале 20 века он строит здание школы, а на должность ее руководителя предлогает Вальтера Гропиуса. В 1919 году происходит объединение школы изобразительных искусств и строительного училища, названное Баухаусом или строительным домом.
Соединив в одном учреждении архитектурно-художественную и строительную школы, были созданы все условия для полноценного и качественного образования. В школе была творческая лаборатория и создавались условия для единства искусства. Так каждый ученик овладевал мастерством создания различных вещей, учился работать с металлом, скульптурой, тканью, росписью наравне с пониманием цвета, формы, концепции, идеи. Таким образом преодолевался разрыв между искусством и реализацией. Сам Гропиус видел в возглавляемой им школе храм искусств, вмещающий все известные ремесла.
Манифест школы Баухаус был достаточно лаконичен и включал следующие положения:
- отрицание границ между скульптурой, архитектурой и живописью, которые создают единое здание;
- отсутствие предвзятости между представителями разных профессий, ремесленниками и художниками;
- объединение искусства и техники для формирования здания;
- строитель, архитектор, ремесленник и художник вместе создают новую реальность, новую среду.
Деятельность школы пришлась на годы расцвета социалистических идей.
Школа Баухаус стремилась преодолеть разрыв, возникший в результате разнонаправленного развития технологий, эстетики, духовности и искусства. В основе обучения лежало изучение проблем формообразования и обучение традиционному ремеслу.
Интернациональный стиль – это направление в архитектуре 30-60-ых годов двадцатого века, в котором прослеживается использование каркасных или модульных систем, свободной планировки и новых материалов.
Рисунок 1. Школа Баухаус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Баухауса в мире
Согласно оценкам историков, Баухаус оказал влияние на архитектуру двадцатого века, поскольку идеи, культивируемые и пропагандируемые школой получили широкое распространение. Они были подхвачены разными странами, создав условия для формирования интернационального дизайна. Из-за развития нацистских идей в Германии, представителям Баухауса, пришлось эмигрировать, сам стиль не поддерживался властями.
Многие идеи перекочевали вместе с эмигрантами из Германии в Израиль, где наблюдается большое число построенных в середине тридцатых годов зданий в этом стиле. Более четырех тысяч строений находится в Тель-Авиве, который стал центром раннего функционализма.
В истории СССР школа Баухаус также оставила заметный след. В 1931 году в Москву переехал Ханнес Майер, в прошлом директор школы. Его предстоящий переезд очень вдохновлял, ведь социализм соответствовал идеям Баухуаса как нельзя лучше. Политические высказывания Маейра послужили причиной его увольнения с должности директора. Его сопровождали семь учеников и около двадцати специалистов. Немецкие архитекторы участвовали в проектировании объектов в таких городах как:
- Магнитогорск;
- Соликамск;
- Пермь;
- Свердловск.
Впоследствии приехавшие с Майером специалисты были репрессированы, а Майер, постепенно отстраненный от дел к 1936 году вернулся в Швейцарию.
В основе концепции Баухауса лежала идея, которая была понятна современникам, для представителей этой школы первична функция, они стремятся к рациональности, а этот язык универсален, поэтому он получил такое широкое распространение. В Баухаусе удивительным образом сочетались красота, функциональность и экономичность.