Английские интерьеры XVII – XVIII веков
Интерьер – это архитектурное и художественное оформление внутреннего пространства какого-либо здания.
Английские интерьеры XVII века могут дать общую иллюстрацию постепенного перехода от внутреннего убранства периода Возрождения к новой стадии этого стиля – классицистической. В этот период в интерьерах все еще популярные деревянные настенные панели (чаще всего дубовые), а также потолки со сложными орнаментами. Однако, вместе с тем, начинают проступать определенные черты ордерности: используются декоративные пилястры, карнизы и новые классические орнаменты.
В интерьерах сооружений, как-либо связанных с архитектурной деятельностью К. Рэна, наблюдались признаки барокко (конец XVII века – начало XVIII века). Однако, они ограничивались только лишь декоративными элементами – гирляндами и прочими деталями, которые накладывались на отчетливую тектоническую основу.
Для английских жилых сооружений характерны величественные холлы. Один из самых ярких образцов был создан Джоном Вэнброу в Кастл-Ховарде. Холл увенчивался куполом на парусе свода. Именно из-за этой особенности помещение становилось центром поистине театральной композиции. Две большие аркады открывались с одной и с другой стороны на лестничные пролеты, галереи второго этажа начинались за колоннами, а широкий дверной проем вел в гостиную, откуда можно было попасть в сад.
Рисунок 1. Мебель чиппендейл, пример интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует упомянуть такое яркое явление в английском искусстве XVIII века, как мебель так называемого стиля чиппендейл. Стиль был назван по имени мастера Томаса Чиппендейла (1716 – 1779). Мастер в предметах мебели отражал своеобразие и противоречивость архитектуры Англии рассматриваемого периода. Противоречивость заключалась в тяготении к классическим чертам при весьма ограниченном влиянии стиля барокко. Мебель чиппендейл ясна и логична, несмотря на наличие в ней криволинейных и изогнутых форм, заимствованных из рококо. Она отнюдь не лишена декоративных доработок, которые и определяли внешний вед современной ей французской мебели. Чиппепндейл широко применял в своих изделиях красное или махаоновое дерево. Его структура четко выявлялась на фоне остальных составляющих изделия, поскольку дерево было обработано лишь слоем воска, который только оттенял цвет материала. Для мебели в стиле чиппендейл характерны изогнутые ножки с сильным расширением наверху. Эти элементы не были составными, они изготавливались из цельного деревянного бруска и имели лапчатообразное утолщение внизу. Нередко нижний конец был выполнен в виде лапы птицы, сжимающей шар. Сиденье стульев в стиле чиппендейл было весьма широким, оно было замкнуто в пределах рамы – обвязки. Спинка, как правило, была деревянной, без мягких вставок и с прорезной доской в центре. Две тонкие и изящные боковые «стойки» в виде продолжения ножек стула завершались красиво нарисованными уголками, которые выступали в сторону волютообразными уголками.
Помимо больших достижений в архитектурной и интерьерной сфере георгиевская эпоха славна развитием декоративного искусства. Технические и эстетические успехи были достигнуты в гончарном деле, во многом благодаря Иосию Веджвуду и Иосию Споуду. Пол де Ламери, работавший изначально в стиле рококо, получил широкую известность среди английских мастеров по серебру в первой половине XVIII века. Впоследствии данное ремесло определяли разработки Адамова семейства.
Разработки в сфере изготовления мебели охватили множество запоминающихся и отличающихся стилей, от сложных искривленных элементов Томаса Чиппендейла до прямых и элементарных работ Георга Хепплуайта и Томаса Шератона. Помимо этого, во времена Георгиевской эпохи обои вытесняли обшивку деревянными панелями. Этот вид отделки считался более практичным. Интерьеры жилых помещений характеризовались гармоничными пропорциями, они имели спокойные оттенки, украшения из штукатурки, происходящие от римского стиля, а также обставлялись мебелью от Чиппендейла и Шератона.
Общеевропейские тенденции
Интерьеры барокко отличались небывалой торжественностью и пышностью. Такое впечатление появлялось сразу же после того, как зритель входил в помещение. Главный вестибюль здания имел парадную лестницу в центре, над которой в вершине арки сиял шикарный плафон потолка. Что касается особняков Англии, то здесь напротив лестницы даже предусматривали специальный балкон с балюстрадой, за которой чаще всего располагали оркестр.
Парадные залы нередко располагались втором этаже здания, а по обеим сторонам от центра – спальные комнаты. Принцип построения внутреннего пространства везде был схож – парадное помещение соединялось с узкими галереями, которые украшались колоннами, пилястрами или статуями. Как правило, в этих галереях были сосредоточены коллекции произведений искусства владельцев дома. Окна галерей должны были выходить в парк, а напротив оконного проема располагали зеркало. С помощью такого метода пространство «углублялось», получался эффект объединения помещения с окружающим миром.
В Испании было принято обшивать стены кордовской тисненной кожей с золотыми рисунками. Во Фландрии нередко стены декорировались бархатом и шелком. Из прошлой эпохи были заимствованы шпалеры, которые размещались над деревянными панелями.
Полы отделывались майоликовыми или мраморными блоками. Двери помещений украшались живописными панно, расположенными над проемом.
Большое распространение в XVII – XVIII столетиях получила фаянсовая посуда. Центрами ее производства стали:
- Дельфт (Голландия);
- Невер (Франция);
- Савона (Италия);
- Стаффордшир (Англия);
- Аугсбург (Германия).