Архитектура Англии XVII – XVIII веков
Архитектурный классицизм – это возвращение к античным традициям в зодчестве. Античный ордер в классицизме является эталоном гармоничности, строгости и монументальности.
Классицизм в Англии просуществовал до середины XVIII века. Успех стиля был во многом предопределен, поскольку архитектура барокко и рококо к моменту появления классицизма перенасытила вкусы европейских интеллектуалов.
В результате английской революции XVII века новое дворянство и буржуазия стали занимать новое положение в стране. Следует заметить, что «новый» политический строй в Англии был установлен на 150 лет раньше, чем в соседней Франции. Следовательно, передовая Англия с капиталистическим строем должна была первой создать почву для новой буржуазной культуры.
В начале XVII века появилось новое архитектурное направление – палладианизм. Своим появлением оно обязано английскому архитектору Иниго Джонсу, получившему профессиональный опыт в Италии.
Среди наиболее влиятельных архитекторов Англии этого периода можно выделить:
- Кристофера Рэна;
- Уильяма Кента;
- Джона Вэнброу;
- Иниго Джонса.
Особенность английской архитектуры XVII века и первой половины XVIII века заключается в ренессансно-классицистическом оттенке стиля. При этом специалисты отмечают наличие всё еще уверенных черт барокко. В таких странах, как Германия, Франция, Испания и Бельгия барокко на тот момент только достигало предела своих формальных возможностей. В Англии же был силен палладианский классицизм. Интересно, что в английской архитектуре XVII – начала XVIII века практически нет памятников, которые бы можно было назвать явно барочными. Все они в большей или меньшей степени классицистичны.
Одним из ведущих архитекторов конца XVII – начала XVIII века в Англии был Кристофер Рэн. Влияние его деятельности на архитектуру страны очень велико. Восстановительные работы после пожара в Лондоне в 1666 году, а также реставрация Стюартов повлияли на карьеру Кристофера Рэна в Англии. В этот период он был ключевой фигурой в английской архитектуре. Он занимается реконструкцией собора Святого Павла и некоторых лондонских религиозных сооружений. Также он работает над проектом Королевского госпиталя в Гринвиче, дворца Уайтхолл и Хэмптон-корта. Архитекторы Николас Хоксмур и Джон Вэнброу создали сооружения, которые специалисты относят к числу самых оригинальных и мощных объектов английской архитектуры.
Рисунок 1. Собор Святого Павла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В период правления первых четырех представителей Ганноверского дома (1714 – 1830 гг.) различные архитектурные стили объединяются в так называемые «георгиевские стили». На протяжении всего этого периода существовала несогласованность и разрозненность художественных стилей. За первые 50 лет правления Ганноверской династии либеральная аристократия не только управляла правительством, но и диктовала специалистам художественную мысль. Множественные архитектурные достижения Кристофера Рэна, а также его последователей, в период правления трех предшествующих монархов из династии Стюартов, были выполнены в стиле монументального барокко (впоследствии либеральные демократы охарактеризовали его как «сомнительный вкус»). Таким образом новая коалиция архитекторов, теоретиков и просто богатых личностей была намерена провести ряд архитектурных реформ, связанных с классическими принципами палладианской архитектуры.
Второй, не менее важный, Георгиевский архитектурный стиль, называемый неоклассицизмом, получил широкое распространение в середине XVIII столетия. Надо сказать, что к концу века, а также во время правления короля Георга IV, развиваются и другие архитектурные стили (например, готическое Возрождение и стиль регентства). Георгиевская эра характеризуется также зенитом дизайнерских домов в Британии. Даже в наши дни можно увидеть целые кварталы симметричных и однородных домов в Лондоне. Фасады этих зданий украшены классическими пилястрами, дверьми и окнами на фронтонах, а также изящной лепниной.
Интерьеры
Интерьеры данного периода дают общую картину перехода от ренессанса к классицизму. Сохраняются деревянные панели, потолки со сложными рисунками, однако, все сильнее начинают проявляться черты ордерности. В интерьерах начинают применяться пилястры, карнизы и новые орнаменты в стиле классицизма.
Что касается признаков барокко, то они наблюдались во второй половине XVII – XVIII вв. в интерьерах Кристофера Рэна. Правда все эти черты были ограничены чисто декоративными элементами – гирляндами и прочими элементами, которые накладывались на ясную тектоническую основу.
Для английских домов весьма были характерны величественные холлы. Характерный образец был создан Джоном Вэнброу в Кэстл-Ховарде. Холл увенчивался куполом на парусе свода, он являлся центром поистине театральной композиции. Две огромные аркады открылись с обеих сторон на лестничные пролеты, галереи второго яруса начинаются за колоннами, а широкие дверные проемы ведут в гостиные, откуда зритель может попасть в сад.
Помимо архитектуры и дизайна, георгиевская эра принесла человечеству большие достижения в декоративном искусстве. Эстетические и технические успехи прослеживались в гончарных изделиях, а также украшениях из драгоценных материалов.
Мебель также оформлялась по-новому. Обшивка была вытеснена деревянными панелями, такой метод также считался более предпочтительным для покрытия внутренних поверхностей стен. В жилых домах интерьеры имели весьма гармоничные пропорции. Интерьеры выполнялись в спокойных тонах. Штукатурные украшения, нередко применяемые в оформлении, были заимствованы из римских интерьеров.