Мост через реку Амур имеет неофициальное название «Амурское чудо», о том, как он был возведен и какие особенности имеют его конструкции поговорим далее.
История возведения Хабаровского моста
Мост через реку Амур, длина которого составляет более 2,8 км, расположен в городе Хабаровск, он является частью трассы М58. Этот мост стал городской достопримечательностью.
Транссибирская магистраль, строительство которой велось с конца 19 века связала отдаленные регионы и позволила наладить снабжение, строительство магистрали велось сразу на нескольких участка и одним из самых сложных мест оставалась переправа через Амур. В связи с нехваткой безопасных и постоянных способов переправы на другой берег боеприпасов и снаряжения во время русско-японской войны возникла потребность в строительстве моста. До этого летом использовали паромную переправу, а в зимнее прокладывали путь по льду, но оба эти способа имели свои ограничения, которые усложняли и без того непростую задачу.
Строительство было начато в 1913 году, авторами проекта являлись Лавр Проскуряков и Григорий Передерий, для строительных работ были привлечены солдаты, водолазы, а также заключенные местных тюрем. Мосты через такие широкие (во время паводков Амур разливался до 3х километров вширь) и глубокие (свыше 14 метров) реки на тот момент еще не возводились и задача, которая стояла перед инженерами была необычайно сложной. Фермы, которые использовались в проекте моста, получили название «проскуряковские», по фамилии их автора, позже они применялись и в других мостовых пролетах.
Окончание строительства было запланировано на 1915 год, но стройка затянулось из-за того, что часть ферм, перевозимых морем затонула вместе в кораблем из-за попадания торпеды в торговое судно и мост был готов лишь к 1916 году и получил название Алексеевский (в честь наследника Цесаревича Алексея Николаевича), затем был переименован в Царский. Этот мост получил медаль Всемирной выставки технических достижений и был признан самым протяженным мостом в Старом свете. Он имел длину 2,4 км и на старых фотографиях и зарисовках можно увидеть то, как мост выглядел до реконструкции. Стоимость моста составляла более тринадцати миллионов рублей, его металлические фермы были изготовлены на заказ в Польше, их переправляли в Россию сначала с помощью железнодорожного транспорта (до Одессы), а затем везли морем до Владивостока, где снова перегружали на железную дорогу и везли до Хабаровска.
Мост за свою продолжительную историю пережил два взрыва, первый из которых пришел на пятый год эксплуатации. Мост подорвали партизаны, которые отступали из Хабаровска, а приказ отдал Демьян Бойко-Павлов, который сам принимал участие в строительстве. Потеря магистрали привела к тому, что для переправы снова стали использовать паром и лед. Восстановить разрушения удалось лишь спустя 5 лет, после того как установилась советская власть и страна пришла в некоторую стабильность. Разрушенную ферму подняли со дна Амура и восстановили, а вторую ферму позаимствовали у другого объекта и с 1925 года мост снова стал эксплуатироваться.
За прошедшие годы мост постепенно ветшал, его пропускная способность была низкой по сравнению с остальными участками трассы и было принято решение о реконструкции. Собственно реконструкция была проведена в 90-е годы и заняла более десяти лет, новый проект соответствовал новым требованиям и имел большую длину, совмещал два типа движения. При этом новый мост стоит на кессонных опорах от старого моста, при расширении их использовали для установки двухярусных конструкций.
Кессонные опоры – это инженерная конструкция подземной части здания или сооружения, при возведении которой используется опускной колодец, а конструкция оболочки погружает в грунт.
Рисунок 1. Фотография моста до реконструкции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности архитектуры моста
Амурский мост является объект особой важности, так как это и целая веха в истории России, и значимый логистический элемент, символ гениальности инженерной мысли и возможностей, которые могут быть реализованы целой командой профессионалов.
Современный проект моста значительно отличается от его предыдущей версии, в частности:
- мост имеет два яруса, что позволяет организовать как автомобильное, так и железнодорожное движение;
- его общая длина составляет 3,89 км, а ширина 25 метров;
- металлические конструкции покрыты антикоррозионным составом, что позволит продлить срок и службы;
- в течение всего периода строительство по однопутному мосту сохранялось железнодорожное движение;
Амурский мост изображен на купюре самого большого номинала - пять тысяч рублей.
Рисунок 2. Амурский мост. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мост через реку Амур является частью большой транссибирской магистрали, это один из самых значимых и интересных проектов в России.