Сущность амфитеатра
Амфитеатром принято называть античное сооружение для массовых зрелищ, таких как гладиаторские бои, звериная травля или имитация морских сражений.
Амфитеатры - сооружения без крыши, которые имели круглую или овальную арену и ступенеобразно поднимающиеся над ней места для сидения зрителей. Конструктивная основа амфитеатра состояла из сложной системы арок и столбов, между которыми были предусмотрены сводчатые галереи, служившие фойе, а также лестницы. Под аренами были оборудованы места для звериных клеток и сценической машины.
Известно, что в римских амфитеатрах было принято располагать арену вровень с грунтом и возводить высокие стены по контуру сооружения. Амфитеатры Древней Греции сооружались путем углубления арены и зрительских рядов в землю.
Наиболее известные амфитеатры в мире:
- Колизей;
- амфитеатр в Пуле;
- амфитеатр в Эль-Джеме.
Если рассматривать историю, то бои в римских амфитеатрах брали свое начало от погребальных процедур Этрурии. Примечательно, что амфитеатр как архитектурное сооружение получает собственное архитектурное оформление только в сравнительно в позднюю эпоху. Во времена римского императора Витрувия гладиаторские бои проводились на форуме с эстрадой из так называемых портиков.
На сегодняшний день считается, что почти все амфитеатры имели овальную форму с элиптической ареной и выходами по краям или по контуру. Ось арены была предназначена для движения бойцов и вносила упорядоченность в представление сражения.
Арены некоторых амфитеатров имеют сложные подвалы и подземные галереи, которые являются своеобразным аналогом помещений под современными театрами. Примечательно, что во многих амфитеатрах имелся водопровод, позволяющий организовать подачу воды для затопления арены, дабы превратить ее в бассейн для морских боев.
Вокруг арены поднимаются сплошные ряды мест для зрителей, которые прерывались на определенных уровнях для организации проходов. Примечательно, что каждый профиль прохода имеет высоту, позволяющую организовать движение зрителей таким образом, чтобы не мешать просмотру зрителям верхних ярусов. С конструктивной точки зрения здание опирается на радиально расходящиеся несущие стены, образующие коробки лестничных клеток, ведущих наверх. Стены являются опорами для коробовых сводов, воспринимающих нагрузки от рядов сидений.
Пространственные решения амфитеатров были составлены таким образом, чтобы толпа зрителей самостоятельно находила выход из сооружения без постороннего вмешательства, распределяясь по внутренней части амфитеатра. Аркады, являющимися несущими элементами, были равномерно распределены по наружному периметру сооружения. Характерные проемы открывали проходы на лестницы.
Толпа, скопившаяся в уровне первого яруса, подсознательно начинала расходиться по окружности галерей. В случае, когда в амфитеатре были задействованы поднимающиеся и опускающиеся барьеры (аналогичные современным шлагбаумам), она направляется на открывающиеся при их поднятии лестницы. Лестницы постепенно разветвлялись для уменьшения интенсивности потока людей, принуждая его равномерно распределяться по всему внутреннему объему амфитеатра.
Примечательно, что на этажах сооружения под ярусами предусмотрены специальные помещения, служащие убежищем на случай грозы. Общая площадь этих помещений примерно равна площади ярусов, поэтому в случае неблагоприятных погодных условий в них могли укрыться все зрители.
Наиболее известный амфитеатр Колизей вмещал около пятидесяти тысяч зрителей и имел архитектурное решение типичного амфитеатра. Амфитеатры Вероны, Арля и Нима воспроизводили несколько упрощенно основные черты Колизея. Здесь для размещения ярусов нередко использовались ложбины с откосом, выравненные подсыпкой.
Все ряды амфитеатра в Поле опирались на подмостки, а в ряде второстепенных городов места для сидения устанавливались на насыпях. В Шенневьере они были расположены только по одной стороне сооружения.
Парижская арена являлась сочетанием театра и амфитеатра, его ярусы охватывали только половину периметра сооружения, другая половина была занята сценой, предназначенной для театральных действ. Примечательно, что даже в то время был качественно организован отвод сточных вод. Под маршами лестниц были предусмотрены специальные отверстия, сообщающиеся с городской канализацией.
Амфитеатр в Ниме
Этот древнеримский амфитеатр располагается на территории современной Франции. В 1840 году он был внесен в список исторических памятников Франции.
Известно, что арены этого амфитеатра были возведены в I веке до нашей эры по образцу римского Колизея. Амфитеатр имел 133 метра в длину, 101 метр в ширину и 21 метр в высоту. Внутри него располагались две арены эллиптической формы, радиусами 69 и 38 метров, они могли принять около 25 тысяч зрителей. Известно, что в Ниме существовала школа гладиаторов, до наших дней сохранилось достаточно много сведений об их именах и проведенных боях. На арене проводились также бои заключенных, приговоренных к смерти.
Рисунок 1. Амфитеатр в Ниме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Амфитеатр Гордиана
Данное сооружение также было построено по подобию Колизея проконсулом Африки Гордианом на территории современного Туниса в 238 году нашей эры.
Данный амфитеатр обладал следующими характеристиками:
- длина 65 метров;
- ширина 39 метров;
- вместимость около 30 тысяч человек.
Считается, что амфитеатр является четвертым по величине после Колизея и сооружений Капуи и Вероны.
Рисунок 2. Амфитеатр в Эль-Джеме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что строительство данного амфитеатра началось в 230 году нашей эры. Строительные работы проводились в течение восьми лет, однако по какой-то причине строительство было прекращено. Сооружение успели украсить разноцветной мозаикой, использовалось оно весьма недолго и не было закончено в полном объеме.
До VII века произведение искусства древнеримских зодчих не находило применения. За все это время арабские жители использовали конструкции амфитеатра в качестве источника бесплатного строительного материала.
В 1979 году сооружение было внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.