Сущность акведука как сооружения
Во все времена вода была неотъемлемой частью жизни жителей городов. Если говорить о Древнем Риме, то фонтаны, которые украшали дома, термы, в которых римляне поддерживали чистоту тела и отдыхали душой, а также инсценированные морские битвы – все это требовало огромного количества воды. В этой связи все римские императоры старались удовлетворить потребности горожан в воде, заслужить их поддержку, украсив при этом город. Правители не жалели трудовых и материальных ресурсов на строительство водопроводных систем.
Изучение пропорций древнеримских акведуков помогло выявить, что соразмерность всего сооружения достигалась введением единого модуля, а также применением «золотого сечения». За величину модуля принималась ширина канала 0,76 метра, т.е. 2,5 римских фута
Акведуки имеют основание, на котором возводятся опоры из разных материалов, а также береговые устои, на которых устраиваются водоводы. Основными материалами для строительства акведуков являются:
- камень;
- кирпич;
- железобетон;
- сталь.
Рисунок 1. Пон-дю-Гар. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известные изображения акведуков
В разные времена художников вдохновляли внешние виды акведуков, сохранившихся в прекрасном или не очень хорошем состоянии. Наиболее известные картины с изображением акведуков:
- «Клавдиев Акведук, Рим», 1785, Тоун Фрэнсис. На этом итальянском пейзаже изображен один из самых известных акведуков в мире – Аква Клаудия. Его строительство было начато при императоре Калигуле в 38 году, а завершил его император Клавдий в 52 году. Примечательно, что на протяжении почти 30 последующих лет акведук использовали не постоянно. Только по приказу императора Тита он был отреставрирован и запущен на постоянной основе. Монументальная арка, которая являлась частью водовода Клавдия, стала воротами Аврелиановой стены Рима;
- «Пон-дю-Гар. Римский акведук через реку Гар», 1787, Юбер Робер. Этот пейзаж с видом древнеримского акведука был предназначен для украшения личных помещений короля в замке Фонтенбло. На этом полотне художник изобразил занятых повседневными делами людей на фоне величайшего сооружения. Люди на картине не замечают акведук, не задумываются о многовековой истории, содержащейся в этом сооружении. Пон-дю-Гар является самым высоким древнеримским акведуком. Он проходит через реку Гардон в современной Франции. Акведук является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. По результатам современных исследований принято считать, что Пон-дю-Гар являлся частью 50-километровогго водопровода, доставляющего воду из города Юзеса в Ним. Этот акведук имеет три яруса, в каждом из которых разное количество арок. Вышеупомянутый водопровод перестал функционировать после исчезновения Римской империи, и конструкция акведука стала использоваться людьми как мост для повозок;
- «Акведук в Ростокино», 2011, Л. Сорокина. Во второй половине XVIII века в Москве наступила острая нехватка воды в связи с истощением источников. Это послужило толчком для строительства Ростокинского акведука. До введения в эксплуатацию этого сооружения жители Москвы использовали для получения воды, как правило, пруды и колодцы. В 1771-м году в Россию пришла эпидемия чумы, что значительно ускорило строительство водопровода и в 1784 году началось его использование. Примечательно, что конструкция акведука была настолько надежной, что при модернизации водопровода в XIX веке вмешательство в конструктив и реконструкция акведука не проводились;
- «Чоргунский акведук», 1850, Лев Лагорио. Этот акведук был построен по проекту Джона Уптона и находится на территории современного Севастополя. Как и многие другие подобные сооружения являлся частью большого Севастопольского водопровода, построенного в 1853 году. Ширина данного комплекса составляла 400 футов, длина – 300, а глубина около 24 футов. Сам же Чоргунский акведук представляет собой небольшой мост, не имеющий фундамента. Располагается это сооружение на реке Черная, близ села Хмельницкое и имеет длину 12 метров. Чоргунский акведук функционировал вплоть до конца XX века, подавая воду на поля, располагающиеся поблизости.
Рисунок 2. Поль Сезанн - Акведук. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Связь характеристик акведука и искусства
Человек различает окружающие сооружения и предметы по форме. Поэтому интерес к внешнему виду акведука может быть продиктован жизненной необходимостью или же красотой композиционной формы сооружения. Известно, что в основе построения композиций акведуков лежат сочетания симметрии и золотого сечения. Такие принципы способствуют наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии, как от взгляда на картину, так и на реальный акведук.
Размеры фасадов и планов акведуков выбирались кратными единому строительному модулю. Этот же размер был выбран в качестве основного в «золотом сечении». Такое правило применялось при решении деталей, а также при выборе внешнего вида основного элемента аркады – секции, где этим правилом определялось отношение диаметра арки к ширине столба, равное 1/0,618, что придавало гармоничность всей конструкции секции. В более поздних конструкциях акведуков Древнего Рима уже начали прослеживаться признаки осевого пропорционирования (расчленения фигуры по осям столбов). Единство фигуры, объединяемой с радиусом в полвысоты при помощи круга, захватывает точно два столба и один пролет арки, одновременно являющейся и высотой всей аркады.
Акведук, как сооружение идеально сочетается с пейзажем окрестностей. Холмистый рельеф, являющийся косвенной причиной строительства такого сооружения, как акведук, а также богатая растительность, служащая ему фоном, создают очень живописную композицию. Уходящая на много километров аркада придает природному пейзажу законченность и дух «возделанной» природы, который очень ценился людьми во все времена. Вероятно, это и способствует желанию художников изобразить конструкцию акведука на своих полотнах.