Особенности планирования студии
Создание акустики в помещениях задача творческая и отнюдь не простая. Студии и контрольные комнаты могут быть частью больших общественных зданий или устраиваться дома, в домашних условиях. Независимо от места их размещения проектировщику следует учесть ряд их планировочных особенностей:
- студия состоит из трех помещений, собственно студии или тон зала (в нем находятся исполнители и микрофон, инструменты), контрольной комнаты, в которой идет обработка звука и располагается звукорежиссер, технической аппаратной, там могут размещаться отдельные виды аппаратуры;
- студии по назначению могут быть звукозаписывающими, радиовещательными, телевизионными или тонателье при киностудиях. В зависимости от назначения меняются габариты помещений. Для телевизионной студии потребуется больше места, чем для радиовещания;
- по виду используемого звукового материала студии также могут быть разными, от больших музыкальных, где могут разместиться музыканты с инструментами, до камерных, литературно-драматических и речевых;
- сегодня распространенным является принцип универсальности студии, согласно которому она может использоваться для записи разных программ;
- в зависимости от типа студии (открытая, речевая, камерная, средняя, малая и т.д.) меняется площадь, высота и оптимальное время ревербации, а также допустимое количество исполнителей.
Согласно практике, объем помещения для записи музыкальных произведений должен быть не меньше 200 кубических метров, а для того, чтобы рассчитать объем студии для нескольких исполнителей можно взять за норму показатель 10-18 кубических метров на человека.
Время ревербации – это параметр, который показывает сколько времени требуется для снижения звукового давления в замкнутом помещении на 60 дБ после того как источник звука будет выключен.
Рисунок 1. Студия звукозаписи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Акустика студий
Для студии первостепенное значение имеет форма помещения, именно она обеспечивает однородность звукового поля.
Маленькие студии и студии средних размеров имеют обычно прямоугольную форму, а пропорции помещения стараются построить по принципу золотого сечения, при этом высота потолка должна быть не ниже 3 метров.
Для контрольной комнаты проектировщики стараются создать условия, при которых потолок, задняя стена и боковые стены будут звукопоглощающими, а передняя стена звукоотражающая. Это позволяет слышать звук прямо без искажения. В помещении устанавливается дополнительная диафрагмальная стена, которая состоит из деревянной рамки, гипсового покрытия и древесноволокнистой плиты, на которую устанавливается поглотитель. Такие панели выполняют роль волноводов и рассеивателей низкочастотных волн;
Размеры контрольной комнаты также имеют значение, согласно принятой практике, минимальный объем помещения составляет 300 м куб., форма его симметричная, направленная в зону прослушивания. К примеру, для малых контрольных комнат площадь пола может составлять от 30 до 70 квадратных метров, для больших контрольных комнат от 70 до 130 квадратных метров. Форма комнаты должна быть непрямоугольной, без параллельных поверхностей. Время реверберации для малых контрольных комнат составляет 0,2 с, а для больших контрольных комнат 0,3 с. Для отделки применяются материалы, обеспечивающие однородное распределение отражающих и поглощающих поверхностей.
Важно создать не только хорошие условия для акустики внутри помещений, но и выполнить требования для изолирования помещения от шумов снаружи. Для этого студию размещают вдали от помещений, которые могут являться источниками повышенных шумов. Также в студии оборудуются двойные стены и двери, акустические развязки и плавающие конструкции пола, чтобы максимально заглушить все звуки из вне.
Стремительное развитие акустических звуковых систем и расширение их возможностей значительно изменили подход к проектированию помещений студий. Большее внимание стало уделяться технической стороне проекта, но форма помещения и количество отражающих поверхностей до сих пор остаются ключевыми параметрами, позволяющими проектировать тон-студии и контрольные комнаты с хорошим звучанием. С другой стороны, требования к акустическим характеристикам за это время значительно ужесточились, поэтому используются все возможные средства для достижения нужного звучания.