Сущность и значение планирования в современной рыночной экономике
Роль планирования в рыночной экономике не только не снижается, а даже возрастает. Так, план выполняет важнейшую координирующую функцию, смысл которой состоит в том, что наличие детализированных, хорошо структурированных, взаимоувязанных целевых установок в значительной мере дисциплинирует как текущую, так и перспективную деятельность, придает ей системности, а также снижает вероятность возникновения сбоев в работе хозяйствующего субъекта. Особенно ярко выражена роль планирования в крупных корпорациях, для которых имманентна сложная структура управления. Малейший сбой деятельности организации упирается в финансовые затраты. Если же деятельности компании построена в соответствии с планом, то вероятность возникновения разного рода рассогласований в работе компании в значительной мере снижается. Таким образом, план – это своего рода ориентир, к которому фирма должна стремиться, путь, по которому она должна следовать и, в то же время, набор критериев для объективной оценки успешности ее деятельности.
Сущность и основные принципы антикризисного планирования
Антикризисное планирование – это одна из основных стадий антикризисного управления, которая чаще всего реализуется в условиях острого дефицита ресурсов, времени, а также на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры, ухудшения отношений с контрагентами и кредиторами, переменчивости внешней среды и т. д.
Антикризисное планирование всегда нацелено на финансовое оздоровление фирмы, которое подразумевает:
- решение финансовых проблем
- повышение эффективности использования ресурсов и менеджмента
- преодоление отставания в технологиях и т.п.
Перечислим некоторые основные принципы антикризисного планирования:
- критическая и беспристрастная оценка управленческой команды и бизнеса в целом с целью выявления «узких мест»
- разработка стратегии компании, ее основных ориентиров
- конкретика и четкость содержания планов
- контроль над выполнением всех намеченных мероприятий
- непрерывный мониторинг состояния дел и возможность внесения корректив в планы
- принцип приоритетности задач и целей
- наличие альтернатив и оценка их экономической эффективности.
Основные стадии процесса антикризисного планирования
Процесс антикризисного планирования можно разделить на следующие две основные стадии:
- антикризисное стратегическое планирование деятельности фирмы
- оперативное планирование
Оперативные мероприятия могут носить «защитный» характер. Например:
- снижение расходов
- закрытие низкорентабельных бизнес-единиц
- сокращение штата сотрудников
- сокращение масштабов производства и акцент на наиболее рентабельных направлениях
Оперативные антикризисные мероприятия могут также носить «наступательный» характер:
- активизация маркетинговых исследований
- более эффективное использование внутренних резервов
- модернизация оборудования
- реинжиниринг бизнес-процессов
- повышение эффективности менеджмента и т. д.
Процесс антикризисного стратегического управления
Начинается он с анализа бизнес-среды и выяснения причин кризиса в деятельности фирмы. На следующем этапе осуществляется стратегический анализ, при котором сравниваются цели и результаты исследований факторов внутренней и внешней среды, ограничивающие возможности достижения желаемых показателей. После этого, при помощи методов стратегического планирования и анализа разрабатываются стратегические альтернативы выхода организации из кризисного состояния.
На следующем этапе делается выбор в пользу одной из альтернативных стратегий, а также ее проработка. На этом процесс стратегического планирования завершается и начинается процесс оперативного планирования. Последующие этапы стратегического управления связаны с реализацией планов и контролем достигнутых результатов.