Проблема противоречивости правотворчества
Современное правотворчество отражает актуальные общественные потребности в правовом регулировании. Благодаря активному правотворчеству сегодня удалось решить проблемы пробелов в праве во многих отраслях, избавиться от устаревших норм. Проблема отставания правотворчества от объективно существующих общественных потребностей решается при помощи модернизации правотворчества.
Модернизация правотворчества – непрерывное обновление, призванное связывать его с потребностями общественного развития.
В развитии современного российского правотворчества можно выделить несколько тенденций:
- принимаемые нормативные акты направлены на укрепление демократического характера общества;
- растет качество правотворчества;
- целесообразность новых нормативных актов оценивается научной общественностью, которая привлекается к обсуждению законопроектов.
Наряду с позитивными, можно выделить и негативные тенденции.
- отсутствие сбалансированности в развитии отдельных частей правовой системы;
- избыточность правотворчества, приводящая к дублированию нормативных актов;
- гармонизация отечественного и зарубежного законодательства проводится без достаточного теоретического обоснования;
- пробельность законодательства и его декларативность;
- устаревшие нормативные акты не отменяются, а дополняются и изменяются, что создает противоречия в законодательстве и снижает эффективность его действия.
Противоречивость является одной из основных проблем правотворчества. Вносимые в ранее принятые нормативные многочисленные дополнения и уточнения порождают коллизии, разночтения, конфликт различных норм и интересов.
Основной причиной противоречивости является отсутствие системности правотворчества и нарушение его принципов:
- законности;
- компетентности;
- демократизма;
- научности;
- обеспеченности правотворчества.
Законность правотворчества – принятие правовых актов только специально уполномоченными на это лицами и органами в соответствии с Конституцией РФ.
Попытки принятия нормативных актов органами, не наделенными правотворческой инициативой, порождает запутанность правовой системы, несоответствие принимаемых документов действующему законодательству. Проблема противоречивости порождается и принятием правовых актов без должного обсуждения, без учета уже проделанной ранее правотворческой работы.
Низкое качество правотворчества
Современное правотворчество не всегда является научно обоснованным, что снижает его качество и является причиной многочисленных дефектов и пробельности впоследствии восполняемой путем многочисленных поправок. Нарушение требований юридической техники, недостаточная подготовленность лиц, осуществляющих подготовку законопроектов приводят к появлению в тексте законов и других правовых актов неоднозначных формулировок и неточностей. Следовательно, к разработке и принятию нормативно-правового акта следует готовиться всесторонне
Право законодательной инициативы не должно быть связано с защитой частных интересов, лоббированием. Решение проблемы видится в осуществлении правотворчества в соответствии с определенной политикой, выработанной на основе результатов профессионального мониторинга отношений и интересов, требующих модернизации и развития законодательства.
Повышение качества принимаемых нормативных актов также может быть обеспечено путем введения ответственности законодателей за правотворческие ошибки.
Характерной чертой правового государства является высокое качество правотворчества и его соответствие стандартам и потребностям общества.