Общая характеристика механизма государства
Вопросы и особенности государственного устройства являются предметом изучения многих наук – истории, политологии, юриспруденции, социологии, и т. д. При этом следует отметить, что соответствующее многообразие областей знания, сопряженных с анализом и объяснением государственности, обусловлено сложностью и многоаспектностью категории «государства».
Так, одной из традиционно дискуссионных и активно изучаемых понятий выступает понятие «механизм государства», а также тесно сопряженное с ним понятие «государственный аппарат». Анализ видов механизма государства в рамках представленной статьи целесообразно начать с формулирования общего определения рассматриваемой категории:
Механизм государства – это существующая в системном единстве совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой органов государственной власти и иных структур, посредством функционирования которых происходит осуществление власти государства и реализация стоящих перед ним общесоциальных функций.
Раскрывая содержание приведенного определения, представители юридической доктрины предлагают следующие отличительные черты, характеризующие рассматриваемый механизм:
- Целостность государственного механизма, предопределяемая единством целей и задач государства в масштабах всего общества;
- Тесная взаимосвязь разнообразных по направленности органов государственной власти, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также не входящие в традиционную теорию разделения властей, контрольно-надзорных органов, правоохранительных органов, вооруженных сил, и т.д.;
- Центральным элементом механизма государства выступают государственные органы, наделенные в установленном законом порядке совокупностью государственно-властных полномочий, необходимых для решения вопросов, составляющих компетенцию соответствующего органа.
Таким образом, анализ приведенного определения, а также выделяемых в науке признаков механизма государства позволяет сделать вывод о том, что соответствующий механизм является сложной, и при этом единой системой, в связи с чем, представляются нецелесообразными существующие точки зрения о возможности выделения отдельных видов механизма государства – в пределах конкретной страны можно говорить только об одном многоуровневом государственном механизме.
В связи со сказанным выше, более обоснованного говорить не о видах механизма государства, а о дифференциации внутренних частей соответствующего механизма, то есть о видах элементов механизма государства.
Орган государственной власти как основная структурная единица государственного механизма. Виды государственных органов
Как было отмечено выше, применительно к характеристике механизма государства невозможно проведение внешней классификации, то есть выделение и обособление отдельных видов механизма государства. Тем не менее, применение метода анализа, то есть разложения сложного явления на составные части, позволяет сделать вывод о том, что применительно к характеристике механизма государства возможна внутренняя классификация, то есть изучение отдельных элементов, составляющих содержание рассматриваемого механизма.
Основным структурным элементом в рамках рассматриваемого механизма традиционно признается орган государства, определение которого может быть сформулировано следующим образом:
Государственный орган (орган государственной власти) – базовый элемент механизма государства, представляющий собой определенное звено его внутренней структуры, непосредственно вовлеченное в осуществлении государственных функций, и наделенное, в этой связи, законодательно ограниченной совокупностью властных полномочий.
При этом применительно к характеристике органов государства могут выделяться самые разнообразные классификации, в зависимости от тех или иных критериев – классификационных оснований.
Так, в частности, в современной юридической доктрине предлагаются следующие классификации видов государственных органов, выступающих основным звеном механизма государства:
- С точки зрения особенностей процедуры формирования: Государственные органы, формируемые в результате народного волеизъявления (в механизме РФ таковыми органами выступают, в частности, Государственная Дума РФ – высший законодательный орган, Президент РФ, и т.д.), и так называемые производные государственные органы, формирование которых находится в компетенции первой группы органов государства (например, Правительство РФ);
- По содержанию деятельности, в соответствии с общепризнанной в демократических государствах теорией разделения властей, принято выделять законодательные, исполнительные и судебные органы, а также не входящие в классическую систему контрольно-надзорные органы государственной власти, вопрос о целесообразности и допустимости отнесения которой к одной из традиционных ветвей остается неразрешенным;
- По срокам полномочий – постоянно действующие органы государственной власти (судебные и правоохранительные органы), и органы, формируемые на определенный срок, продолжительность которого заранее определяется в нормативно-правовых актах.
Виды органов управления и органов принуждения в структуре государственного механизма
Наряду с предложенными выше классификациями структурных элементов механизма государства, в специальной литературе предлагается также подразделение всех видов существующих в рамках рассматриваемой системы на органы управления и органы принуждения.
Уже из названия предложенных подсистем можно сделать вывод о том, что содержание и направленность их функционирования значительно различаются: органы управления, включая органы законодательной и исполнительной власти, призваны формировать основы правового регулирования и государственной политики во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
В свою очередь, назначение органов принуждения – органов общественного порядка, силовых структур, и т.д. выступает обеспечение практической реализации государственно-властных решений исполнительных органов, в том числе посредством применения и угрозы применения мер государственного принуждения.