Дифференциация гигиены
Медицина ставит перед собой цели профилактики, диагностики и лечения различных болезней, укрепления и сохранения здоровья людей, их трудоспособности и продления жизни.
Для реализации этих целей существует два метода: профилактика и лечение.
В основе лечения лежит терапия, а в основе профилактики - гигиена.
В процессе исторического прогресса в этих двух направлениях наметилась широкая дифференциация, появились многие самостоятельные дисциплины и области практической деятельности.
Дифференциация терапии и гигиены проходила на основании различных особенностей:
- органного,
- системного,
- факторного,
- контингентного и прочих.
Профилактическое направление на сегодняшний день включает много соответствующих учений. Отличительными характеристиками этих научных профилактических дисциплин и сфер практической деятельности являются цели и методы их достижения.
Гигиена как научная дисциплина
Гигиена как научная дисциплина делится на общую и частную.
Общая гигиена охватывает:
- теоретические основы,
- методологию,
- гигиеническую токсикологию,
- гигиеническое нормирование.
Частная гигиена включает:
- коммунальную гигиену,
- гигиену труда,
- гигиену подростков и детей,
- гигиену питания,
- военную гигиену,
- авиационную гигиену,
- военно-морскую гигиену,
- радиационную гигиену,
- санитарную токсикологию,
- гигиену физкультуры и спорта,
- санитарную микробиологию,
- паразитологию,
- эпидемиологию инфекционных болезней.
Выделяют также личную гигиену, занимающуюся вопросами укрепления и сохранения здоровья конкретного человека, и социальную гигиену, освещающую вопросы сохранения и укрепления здоровья всего населения.
Характерной чертой гигиены является широкое и повседневное использование ею для достижения своих целей знаний, законов и положений других наук. В этом плане могут быть использованы любые научные отрасли.
Связь гигиены с другими науками
Продвигаясь к своей цели гигиена пересекается со многими медицинскими дисциплинами, берущими участие в формировании профилактического мышления и деятельности будущего врача. Такое взаимодействие случается между научными дисциплинами внутри профилактического направления. Однако это не мешает гигиене взаимодействовать с такими фундаментальными науками как:
- генетика,
- биология,
- физиология,
- биофизика,
- биохимия,
- клинические дисциплины.
Эта согласованность позволяет врачу, занимающемуся профилактической деятельностью, более детально и с применением новейших научных достижений осуществлять гигиеническую диагностику здоровья людей и окружающей среды, обеспечивая тем самым санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Обретенная в ходе гигиенической диагностики информация позволяет лечащему врачу осуществлять более продуманную диагностику заболеваний, их лечение, а также вторичную и третичную профилактику.
Гигиена должна тесно взаимодействовать с инфектологией. Эта связь существует в виде изучения, диагностики, профилактики и лечения инфекций. Но многие специалисты в области клинической и профилактической медицины обращают внимание на недооценку значимости такой группы заболеваний, как паразитарные.
К данной группе следует относится особенно внимательно. Это вызвано следующим фактором: паразитарные болезни сопровождаются аллергизацией и подавлением иммунной защиты, в результате чего возрастает восприимчивость больного организма к инфицированию другими возбудителями.
Именно поэтому необходимо тесное взаимодействие эпидемиологов, гигиенистов, паразитологов, микробиологов и инфекционистов.
В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм человека, гигиена тесно взаимодействует с такими науками как токсикология, физиология и патофизиология.
Гигиена широко применяет методы физики, химии и биохимии для своих исследований.