Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Принципы организации школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Замечание 1

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой — это регулярная форма занятий с больными, которые на протяжении определенного времени изучают темы, непосредственно связанные с их заболеванием.

Цели школы здоровья:

  • предоставить базовые знания об особенностях течения болезни и о приемах самопомощи;
  • научить, как можно избежать прогрессирования заболевания;
  • научить самостоятельно определять уровень сложности заболевания;
  • ознакомить с начальными симптомами бронхоспазма;
  • обучить приемам быстрого купирования приступов астмы;
  • ознакомить со способами профилактики обострений;
  • ознакомить с данными о новейших способах лечения астмы;
  • научить применять на практике различные виды ингаляторов, спейсеры, небулайзеры;
  • обучить, как самостоятельно контролировать заболевание.

Каждая группа больных состоит из 8-10 человек, а каждое занятие включает подачу информационного материала, активные формы обучения, направленные на развитие практических навыков и умений, необходимых для самообслуживания при бронхиальной астме. В программу школы здоровья входят обязательные для рассмотрения темы и дополнительные (по желанию больного).

Как правило, цикл обучения в школе включает от 5 до 10 занятий не более 1,5 часов каждое. Занятия могут проводиться ежедневно с интервалом в 1-2 дня. В школе здоровья могут обучаться больные, не посещающие ранее таких занятий и больные, которые пришли на повторный курс.

Обучение не проводится, если у пациента:

  • выраженное обострение сопутствующего заболевания;
  • тяжелое состояние;
  • значительная потеря слуха и /или зрения;
  • нарушение памяти;
  • нарушение психики.

Занятие рекомендовано проводить не в форме подачи лекционного материала, а в виде беседы. Больных предупреждают о возможности задавать вопросы по мере их возникновения.

Примерная программа обучения пациентов с бронхиальной астмой

«Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На первом занятии происходит знакомство членов группы с руководителем группы и друг с другом. Преподаватель кратко рассказывает, что такое школа здоровья, как организована программа обучения.

Программа по обучению пациентов с бронхиальной астмой может включать следующие вопросы:

  • необходимость посещения школы здоровья;
  • определение бронхиальной астмы;
  • строение дыхательных путей;
  • механизмы развития приступа бронхиальной астмы;
  • механизмы самоочищения бронхиального дерева;
  • понятие мукоцилиарного клиренса;
  • аллергия и астма, неаллергические причины развития заболевания;
  • цели и задачи пикфлоуметрии, методика применения пикфлоуметра и самоконтроля;
  • правила использования дозированного ингалятора и спейсера;
  • понятие системы зон, правила ведения дневника пикфлоуметрии;
  • основные группы препаратов, которые используют в ингаляторах;
  • принципы подбора ингалятора;
  • симптоматическая бронхолитическая терапия;
  • применяемые дозы лекарственных препаратов, симптомы передозировки;
  • базисное лечение бронхиальной астмы;
  • необходимость и обоснованность применения глюкокортикостероидов;
  • показания для назначения таблетированных и внутривенных стероидов;
  • роль препаратов с фиксированной комбинацией;
  • тактика поведения при ОРВИ;
  • причины обострения бронхиальной астмы и их профилактика;
  • понятие небулайзерной терапии.

Содержание занятий школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Пациентам объясняют, что бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически происходит бронхоспазм (обратимое сужение бронхиальных путей). Основная задача больного — научиться контролировать свое состояние и не допускать развития обострений.

Аллергия — это повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов. Приступ бронхиальной астмы могут вызвать разные аллергены: шерсть животных, бытовая пыль, пыльца растений, лекарственные препараты, домашний клещ, пищевые продукты, препараты бытовой химии, бактерии, вирусы, грибки, продукты их жизнедеятельности. Важно акцентировать внимание на профилактике бытовой аллергии, включающей: регулярное проветривание помещения, влажную уборку, избавление от вещей, накапливающих пыль (мягких игрушек, ковров, тяжелых штор и т. д.).

К неаллергическим причинам развития бронхоспазма относятся: резкая перемена погоды, эмоциональный стресс, вирусная инфекция, резкие запахи, физическая нагрузка, высокая влажность и т.д. Пациентам дают советы общего порядка: избегать стрессовых ситуаций, закаливаться, заниматься физической культурой, при необходимости, обратиться к психологу или психиатру. Важно разъяснить, что при бронхиальной астме можно и нужно заниматься спортом, так как физическая активность облегчает течение болезни. Наиболее полезно при астме плавание.

Пикфлоуметр — это прибор, позволяющий измерить максимальную скорость выдоха. Показатели прибора зависят от степени суженности бронхов.

Техника использования пикфлоуметра:

  • в положении стоя осуществляется выдох;
  • делается глубокий вдох;
  • мундштук прибора плотно обхватывается губами;
  • необходимо сделать резкий и полный выдох;
  • отметить показания прибора;
  • повторить измерение, выбрать лучший показатель;
  • занести его в дневник и сравнить с предыдущими.

Дневник пикфлоуметрии помогает выявить причинный аллерген, определить степень бронхиальной обструкции, суточные колебания проводимости дыхательных путей, определить начинающееся обострение, оценить эффективность лечения.

Пациентам разъясняют, что существует два вида терапии бронхиальной астмы:

  • симптоматическое — назначается для купирования бронхоспазма (симпатомиметики, ксантины, холинолитики);
  • базовое — противовоспалительное (ингаляционные стероиды, препараты с фиксированной комбинацией, антагонисты лейкотриеновых рецепторов).

Пациентам разъясняют принципиальное отличие основных противовоспалительных препаратов от бронходилататоров, объясняют, что подбирать лекарственные средства и назначать лечение должен исключительно врач (участковый терапевт или пульмонолог). Внимание слушателей акцентируется на соблюдении правильной техники ингаляций, наиболее частых ошибках, допускаемых при использовании дозированных аэрозолей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 04.12.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot