Система реформ Александра II
Отмена крепостного права запускала цепную реакцию реформ во всех областях жизни общества, в первую очередь, это касалось изменений в управлении. Речь идет об изменении тех отраслей государственного управления, где использовался крепостной труд.
Социальные отношения в российской обществе изменялись, требовалось привести в соответствие и сословную структуру. Все чаще использовалась формула «всесословность-бессословность».
Пока крестьянская реформа разрабатывалась, в правительстве не было четкого понимания, что процесс реформ должен быть всеобъемлющим. Это стало ясно по мере внедрения реформы.
Заменивший Ланского С.С. на посту министра внутренних дел Валуев П.А., докладывая о ходе введения крестьянской реформы, доложил императору, что требуется
«Вместе с крестьянским вопросом двинуть и все другие».
В $1862$ г. официально было объявлено о подготовке судебной, земской и городской, образовательной и др. реформ. Важнейшую роль в реформах играли:
- Милютин Д.А.,
- Головнин А.В.,
- Замятнин Д.Н.
Контроль за ходом реформ осуществлял лично император.
Финансовая реформа
Необходимо было вернуть стабильность финансовой системе России для того, чтобы вернуть иностранный капитал в страну. Еще в $1860$ г. был основан Государственный банк. Его целью стала централизация денежной политики. Вскоре европейское доверие стало возвращаться, Франция и Великобритания предоставили займы, хотя и на невыгодных условиях из-за Польского восстания.
Был усилен государственный контроль за доходами и расходами государственных учреждений.
Правительство не отменило подушную подать, опасаясь налоговой нагрузки на дворянство. Для повышения сбора косвенных налогов отменили откупную систему.
Земская и городская реформы
В $1864$ г. утвердилось Положение о земских учреждениях. Земские собрания и управы занимались местным самоуправлением, не касаясь политики. Учитывая тяжесть и объем задач, земства могли устанавливать местные сборы для нужд губерний или уездов.
Выборы в земские учреждения проводились через $3 $года и были всесословными, хотя представители дворянства превалировали. Деятельность земств строго контролировалась местной властью.
После земств была проведена Городская реформа. По Городовому положению в городах появлялись органы для самоуправления, т.к. их количество и численность городского населения росли. Распорядительным органом становилась Городская дума, а исполнительным – управа. Выборы в городское самоуправление имели имущественный ценз, проводились раз в $4 $года. Городское самоуправление решало также хозяйственные вопросы.
Судебная и военная реформы
Судебная система Российской империи давно устарела, стала слишком громоздкой. В $1864$ г. были утверждены Судебные уставы. По замечанию Александра II реформа создавала
«Суд скорый, равный, правый и милостивый».
Граждане объявлялись равными перед законом. Судебная власть стала независимой. Судебный процесс отныне был открытым и состязательным, что предполагало наличие обвинителей и защиты. Появился институт присяжных заседателей.
Суд разделяли по степени важности дел на несколько инстанций: мировой суд, окружной суд, судебная палата. Военные и религиозные дела решались по-старому в особом порядке. Дела народов окраин империи рассматривались по обычному праву.
Военная реформа заняла много лет, т.к. преобразования были весьма масштабными. Поражение в Крымской войне показало проблемы российской армии. В $1864$ г. империю разделили на военные округа, что облегчало местное военное управление. В $1865$ г. появился Главный штаб, центр управления войсками. Армию оснастили современным оружием и обмундированием.
Много внимания уделили подготовке кадров, открытию военные гимназий, училищ.
С $1874$ г. была введена всеобщая воинская повинность, отменившая рекрутскую систему. Служить в армии в течение $6$ лет были обязаны все мужчины от $21$ до $40$ лет. Реальный срок службы определялся по образовательному цензу (так, лица с высшим образованием служили всего полтора года).