Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Путешествие княгини Ольги в Константинополь

Определение 1

Ольга (в крещении — Елена) (893/920-969) — это княгиня, которая правила в Киевской Руси в 945- 960 годах как регент при малолетнем сыне Святославе, после гибели своего мужа, князя Игоря.

Первой из правителей Руси она приняла христианство, является святой равноапостольной Русской православной церкви. Память святой празднуется 11 июля в Соборах Киевских, Волынских и Псковских святых.

Ольга в 957 году во главе большого посольства официально нанесла визит в Константинополь, известный по описаниям придворных церемоний, сделанных императором Константином Багрянородным в трактате «О церемониях». Ольгу император именует «архонтиссой России Эльгой», имя Святослава упоминает без титула (в перечислении состава свиты указываются «люди Святослава»). Судя по всему, визит в Византию Ольги не достиг желаемых результатов, свидетельство чему выступает холодное отношение княгини к византийским послам в столице Руси после визита.

Крещение Ольги и церковное почитание

Княгиня Ольга была первым на Руси правителем, принявшим крещение, хотя при ней и русский народ, и дружина оставались язычниками. В язычестве оставался и сын Ольги и Игоря, киевский князь Святослав.

Обстоятельства и дата крещения остаются неясными. По данным Повести временных лет, это случилось в Константинополе в 955 году, Ольгу крестили император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт:

«И ей наречено было в крещении имя Елена, как и царице-матери Константина I».

Житие и Повесть временных лет украсили обстоятельства крещения легендой, как мудрая Ольга сумела перехитрить византийского царя, который подивился красоте и разуму Ольги и захотел взять ее в жены, но княгиня его притязания отвергла, заметив, что христианам не подобает свататься за язычников. Тогда-то царь с патриархом и крестили ее. Когда царь стал вновь домогаться княгини, та указала, что теперь она царю приходится крестной дочерью. Тогда император ее богато одарил и отпустил домой. Рассказ о визите княгини к Константину Багрянородному (в Лаврентьевском списке Повести временных лет названному Иоанном Цимисхием), изложенный в тексте Повести временных лет, представляет собой переложение библейской истории о посещении царицы Савской Соломона и наполнен библейским символизмом, поэтому подобное описание аутентичным считать сложно.

«Путешествие княгини Ольги в Константинополь» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Византийские источники о визите Ольги

Византийские источники сообщают об одном визите княгини в Константинополь. Он подробно описан Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях» без указания года события. Зато указаны даты официальных приемов: 9 сентября среда (прибытие Ольги) и 18 октября воскресенье. Такое сочетание даты и дня недели соответствует 946 и 957 годам. Выделяется длительное нахождение Ольги в Константинополе. При описании приемов называются василевс (Константин Багрянородный) и багрянородный василевс Роман. Известно, что сын Константина Роман II Младший формальным соправителем своего отца стал в 945. Упоминание детей Романа на приеме говорит о 957 годе, который по этой причине считается общепринятой датой крещения Ольги.

Однако Константином нигде не упоминается о целях визита Ольги и ее крещении. В составе свиты княгини называется священник Григорий[41], на основании чего некоторыми историками (в частности, академиком Б. Рыбаковым) высказано предположение, что Константинополь Ольга посетила уже крещеной. В таком случае встает вопрос, почему Константин княгиню именует языческим именем, а не Еленой, как это делалось Продолжателем Регинона. В более позднем византийском источнике (XI века) сообщается о крещении в 950-х годах.

О крещении в Константинополе упоминает и Продолжатель Регинона, причем упоминание императора Романа говорит о крещении именно в 957 году. Свидетельства Продолжателя Регинона могут считаться достоверным, так как под этим именем, по мнению историков, писал епископ Адальберт Магдебургский, который возглавлял неудачную миссию в Киев (961) и сведения имел из первых рук.

По сведениям большинства источников, княгиня Ольга крещение приняла в Константинополе 957 года, и ее крестили патриарх Полиевкт и Роман II, сын и соправитель Константина VII. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя в летописной легенде это решение представлено как спонтанное. Нет сведений о людях, которые распространяли на Руси христианство. Возможно, ими могли быть болгарские славяне (в Болгарии крещение принято в 865 году), поскольку во многих ранних древнерусских летописных текстах прослеживаются влияние и воздействие болгарской лексики.

Византийский рассказ о приеме Ольги в Константинополе озаглавлен таким же образом, как озаглавливается беседа патриарха Фотия о нашествии Руси, то есть посещение Константинополя Ольгой на греческом языке обозначено выражением, которое имеет смысл военного похода или нашествия. Новгородский патриарх Антоний указывает, что в храме Святой Софии ему показывали «блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда она взяла дань ходивши на Царьград».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot