Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История богословского образования в России

Духовное образование в России в XVII-XVIII веках

Русская Православная Церковь в течение длительного времени специальных учебных заведений для подготовки священнослужителей и богословов, не имела.

Не один раз в XVII веке вставал вопрос об учреждении духовной академии в Москве, и открыта она была в 1687 г. Академия в историю вошла как Славяно-греко-латинская.

Славяно-греко-латинская академия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Славяно-греко-латинская академия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Несколько лучше шло дело на Украине, где в конце XVI века создавались православные братства. Киевское братское училище было преобразовано Киевским митрополитом святителем Петром Могилой в коллегиум. Преподавание в нем велось на латинском языке с использованием западноевропейских образовательных стандартов. Эта коллегия в 1702 г получила наименование академия.

Русская Православная Церковь нуждалась в сети духовных учебных заведений, которые бы готовили образованных священнослужителей, и они постепенно создаются при архиерейских домах.

При Петре I такие архиерейские школы создаются в:

  • Ростове Великом,
  • Смоленске,
  • Тобольске,
  • Чернигове.

Духовные семинарии и архиерейские школы были созданы при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге в 1721-1725 гг.

По манифесту 1730 г школы получили название духовных семинарий, сеть которых создается по всей России при Анне Иоанновне. Общая их численность к 1760 г составляла 26, но уровень образования и срок обучения был различен.

Одной из лучших была Троицкая семинария. Учреждена она была в Троице-Сергиевом монастыре в 1742 г., а в 1744 г получила наименование Лавры.

Петербургский Александро-Невский монастырь в 1788 г стал главной семинарией, где учились наиболее способные учащиеся из других семинарий. После окончания курса многие становились её преподавателями.

Во время царствования императора Павла открылось восемь новых семинарий. В это же время Петербургская и Казанская семинарии были преобразованы в духовные Академии.

«История богословского образования в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Реформы, проведенные в 1808-1814 гг., позволили создать систему духовного образования: духовное училище-семинария-Академия.

В духовное училище принимались лица мужского пола из духовного сословия, сроком обучения 6 лет. Выпускник духовного училища мог поступить в духовную семинарию тоже на 6 лет.

Семинаристов оставляли на повторный курс обучения, поэтому заканчивали семинарию в возрасте 27-28 лет.

В духовных Академиях обучались выпускники семинарий, но могли получить образование и лица со светским высшим или полным средним образованием.

Хорошо успевающие выпускники духовных Академий получали степень магистра богословия, степень кандидата богословия получали менее успевающие.

Наградой за выдающиеся богословские и церковно-педагогические труды была степень доктора богословия, которую давал Святейший Синод.

Духовное образование в России в XVIII-XX веках

В семинариях и Академиях по реформе 1814 г в преподавании стал больше использоваться русский язык, а к 40-м годам он окончательно вытеснил латынь.

Не все выпускники духовных учебных заведений выбирали путь служения Церкви, часть их избирала светскую карьеру, например, историки М.С. Соловьев и В.О. Ключевский, не закончивший полный курс.

В духовных семинариях учились художник В.М. Васнецов, поэт И.С. Никитин, будущий академик и первый русский лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов и др.

Духовные училища и семинарии в 1867 г принимают новые уставы, а в 1869 г новые уставы принимают духовные Академии – зачисление стало осуществляться ежегодно. Вместо 6 лет срок обучения составил 4 года.

В первый класс духовных семинарий принимали мальчиков в возрасте от 14 до 18 лет. Первые 4 года изучались в основном общеобразовательные предметы. Выпускники семинарий до конца 70-х годов могли поступить в университет.

Начиная с пятого класса, в семинариях изучались уже богословские предметы. Обучение в духовных Академиях оставалось 4-х летним.

Поступить в духовную академию могли выпускники духовных семинарий и светских учебных заведений с полным курсом, допускались и вольнослушатели, например, философ В. Соловьев, был одним из них.

Устав 1869 г вводил написание кандидатских сочинений после 3-го курса, а после 4-го курса – магистерские сочинения. По данному же уставу вводилась практика защиты докторских диссертаций.

Духовные Академии имели специализацию – богословскую, церковно-историческую, церковно-практическую.

Изменения духовных училищ, семинарий и духовных Академий были внесены в уставы 1884 г. Они оставляли прежним возраст учащихся и срок обучения, но упразднены были отделения.

Вместо единой степени доктора богословия устав вводил три степени – доктор богословия, церковного права, церковной истории, а кандидатские сочинения переносились на 4-й курс.

С празднованием 300-летнего юбилея Дома Романовых, в 1913 г духовные Академии получили наименование Императорских.

Количество духовных семинарий и училищ, действовавших к 1917 г., составляло 60 и 150 соответственно.

При действующем уставе 1884 г в духовных семинариях учились И. В. Сталин (Джугашвили), С.В. Петлюра, будущий маршал А.М. Василевский, Н. И. Подвойский.

Некоторые студенты духовных Академий состояли на полном казенном содержании.

Система духовного образования России накануне 1917 г включала 4 духовных академии, 57 духовных семинарий, 185 духовных училищ.

Накануне Великой Отечественной войны в стране было 2 духовные Академии и 8 семинарий.

В 50-60-е годы было закрыто ещё 5 духовных семинарий. Длительное время функционировало только 2 духовные академии – в Сергиевом-Посаде и в Санкт-Петербурге и 3 духовные семинарии – в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе.

Очень трудными для Русской Православной Церкви были 60-е годы – большой урон был нанесен профессорско-преподавательскому составу академии.

В 70- 80-е годы духовные школы постепенно начали выходить из состояния стагнации, преподавательский состав пополнялся людьми с высшим богословским и светским образованием. Шел медленный процесс восстановления.

Встреча Горбачева с патриархом Пименом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Встреча Горбачева с патриархом Пименом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К 1000-летию Крещения Руси открылись 3 духовные семинарии в Киеве, Минске, Тобольске и 5 духовных училищ в Смоленске, Новосибирске, Кишиневе, Ставрополе, Чернигове.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot