Законодательные и исполнительные органы власти
Под законодательной властью понимается власть в области законодательства. В государствах с четким разделением властей такую власть имеет отдельный госорган, что занимается именно разработкой законодательства.
Законодательная власть в нашей стране – это прерогатива двухпалатного Федерального Собрания.
Еще одним видом самостоятельной и публичной власти является исполнительная власть, которая обладает большими и широкими полномочиями по управлению государственными делами.
Исполнительная власть в России занимается организацией исполнения статей Конституции и законов РФ об управленческой деятельности.
СМИ часто в своей работе сталкиваются с деятельностью этих институтов власти.
Права журналистов на получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах власти, особенности получения подобной информации
В одной из статей Конституции России указано, что граждане имеют право искать и получать информацию всеми законными способами. Но только журналистам дано право открыто посещать государственные органы и их заседания, записывать все происходящее там как в аудио-, так и в видеоформате, а также подавать (только письменные) информационные запросы, ответы на которые в соответствии с Законом РФ «О СМИ» стоит ждать в течение недели.
Устными подобные запросы быть не могут – как в случае с запросами от имени конкретного журналиста, так и в случае запроса от имени редакции СМИ.
В каждом органе власти действуют свои собственные порядки предоставления информации, и их необходимо соблюдать. В некоторых случаях представители органов власти после удовлетворения запросов просят журналистов согласовывать с ними публикацию материала, который был сделан на информации запроса.
Препятствия в реализации прав журналиста на информацию
Если же сотруднику СМИ пытаются препятствовать в реализации его прав, то в действиях работников полиции и работников государственного аппарата содержится состав таких преступлений, как превышение должностных полномочий и принуждение к отказу от распространения информации.
Так, на отправленный на фирменном бланке СМИ запрос непременно должен прийти ответ: необходимая информация, отказ (если, например, дело касается какой-то государственной и пр. тайны или если запрос не имеет прямого отношения к деятельности федеральных законодательных и исполнительных органов власти) или оповещение о задержке с ответом.
Должностные лица не имеют права препятствовать сотруднику СМИ присутствовать на заседаниях государственного органа или при записывании им хода заседания, даже если эту запись журналист может получить в пресс-службе по запросу, как и остальные материалы. Так журналист может сам выбирать удобный для него и законный способ поиска и получения информации.
Закрытые заседания государственных органов
Стоит вкратце рассмотреть и ситуацию закрытых заседаний государственных органов. Время от времени подобные заседания проходят, на них не приглашаются журналисты, и в ответах на их запросы должна стоять формулировка о невозможности разглашения хода этого заседания и его результатов.
Нарушение конфиденциальности кем-либо из присутствовавших на подобных заседаниях (в смысле передачи этой информации третьим лицам, в том числе и журналистам) недопустимо.
Отказы в предоставлении информации
В случае запроса информации в федеральных законодательных и исполнительных органах власти должностное лицо имеет право отказаться от встречи с журналистом, поскольку законы РФ не обязывают должностных лиц общаться с сотрудниками любых СМИ.