Суть организаторской функции
Эта функция отражает взаимоотношения средств массовой информации с социальными институтами. Речь идет о контрольной и регулятивной деятельности СМИ по отношению к этим институтам. Эти взаимоотношения могут дать ответ на вопрос о том, может ли средство массовой информации считать себя в обществе «четвертой властью» в смысле его влияния на социальные институты.
У журналистов почти нет никаких властных полномочий, а если и есть, то они «убеждающе-консультативного» характера. Чаще всего журналисты вносят довольно конкретные замечания и предложения по тому или иному вопросу, что бывают выражением суждения общественности, а не решения, что имеют определенную юридическую силу.
Но в этом смысле актуализируется вопрос о том, что нельзя не считаться с мнением журналистов. Власти допускают ошибку, если пренебрежительно или невнимательно относятся к важной для них информации (а ведь ее рассмотрение и применение способно дать позитивный импульс для оптимизации работы социальных институтов и их подразделений). Так СМИ свои организаторские возможности проявляет опосредованно – например, при проведении пропагандистских компаний.
Основной вопрос организаторской функции журналистики – это вопрос о том, к какому именно результату изменения действительности приведет вмешательство журналиста в нее. Этот вопрос непременно должен заботить журналиста в его работе, поскольку влияние сотрудника СМИ на ту или иную ситуацию может быть как конструктивным, так и деструктивным.
Проявление организаторских функций
Организаторские функции могут проявлять себя по-разному, например, в виде журналистского анализа жизни, и тогда его результатом могут явиться определенные выводы и предложения по улучшению работы социальных институтов. Также, это проявление может заключаться в анализе решений и документов государственных и общественных организаций с оценкой, поддержкой или определенными рекомендациями и пр. Организаторские функции журналистики могут реализовываться и за счет контроля за исполнением решений властей, за счет соблюдения правовых и конституционных норм.
Текст журналиста – это организатор или причина изменений различного характера, например, культурно-просветительских, социально-бытовых и пр. Так определенная организационная сущность характерна каждой журналистской функции.
Реакция должностных лиц на реализацию организаторской функции журналистики представителями СМИ
Во многих случаях на выступления сотрудников СМИ следует реакция должностных лиц, и она может быть разной: от сообщения журналистам о том, что необходимые меры приняты до молчания и даже исков в адрес самого СМИ и его сотрудников. Ранее в нашей стране при существовании четкой вертикали средств массовой информации, издание, что принадлежало определенному уровню, могло осуществлять свои непосредственно-организаторские функции на так называемом «подведомственном» уровне. В современности такой возможности у СМИ уже нет.
Связь организаторской функции журналистики с сознанием
Организаторская функция СМИ обусловлена сущностью и структурой сознания человека. А.Г. Спиркин так писал о сознании:
«Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
В сознании людей все эта функция и осуществляются при участии и под влиянием массовой информации.