Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Исторические типы и теории журналистики

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Журналистика / История журналистики России / Исторические типы и теории журналистики
Содержание статьи
Замечание 1

Журналистика за свою историю успела выступить в разных исторических типах: феодально – монархическая печать, буржуазная печать, религиозно – клерикальная печать, социалистическая и коммунистическая печать.

Все типы отличаются социальными и идеологическими позициями. Разберем все типы более подробно:

  • Феодально – монархическая печать отличается способностью укреплять государство воедино. По мере назревания конфликтов со стороны революции данный тип сначала приобретает консервативную, а после реакционную силу. Охарактеризовать данный тип можно и времена петровских «Ведомостей» и временами кардинала Ришелье.
  • Буржуазная печать, которая возникла в феодальном обществе в качестве основного оппозиционера, позволила наладить идеологическую борьбу против монархии при помощи лозунгов свободы печати, братства и равенства, свободы идей. К примеру, можно привести французские газеты «Защитник конституции» или «Друг народа». До начала XIX века данную эпоху можно было называть эпохой персонального журнализма. И только после победы буржуазной революции средства массовой информации стали формироваться по ориентирам от демократии к фашизму. Германия и Италия наиболее яркие примеры данного журналистского типа.
  • Религиозно – клерикальный тип относится к особой прессе. Первые проявления относятся к XVI веку, но существуют и сегодня. Буржуазия, стремящаяся избавить политическую власть от канонов католицизма. Такой тип возникает в Ватикане, затем в Германии, Италии и чуть позднее во Франции. Свою позицию идеологи католицизма сводят к соединению народной и божьей воле.

Религиозная журналистика

В начале XVII века на территории Ватикана проводится программа мер, направленная на укрепление позиции католической веры. Создается пропагандистский центр католицизма под названием «Конгрегация пропаганды веры». В тоже время «Типография полиглота» начинает заниматься выпуском соответствующей литературы с целью дальнейшей пропаганды.

В XIX веке церковная периодика России весьма влиятельна и несет в себе немалую пропагандистскую направленность. Религиозные журналы начинают активно распространяться по территории страны: Казань, Москва, Рязань, Ярославль и Киев стали первопроходцами. В 1855 году выпускается журнал под названием «Православный собеседник», который не только публикует информационные материалы, но и дает ответы на вопросы читательской аудитории. В 90-е годы XIX века происходит процесс возрождения религиозной журналистики в стране. У Русской церкви появляется еженедельная газета «Московский церковный вестник». В современное время на территории России выпускается порядка 140 религиозных изданий, выходит 18 газет для мусульман.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Социалистическая и коммунистическая печать ориентировались на буржуазное общество, с целью защиты определенных интересов некого рабочего класса. Но в начале XIX века два направления разошлись окончательно и бесповоротно. Социалистическая печать начала выступать за реформы как единственный верный выход. В то время, как коммунистическая печать выступила исключительно за революционный путь.

Теории журналистики

С момента основания журналистики принято разделять несколько теорий ее возникновения:

  • Марксистская теория возникает в процессе нарастания социальных и классовых противоречий. Теория поддерживает тезис о непримиримости, и требует поддержки рабочего класса.
  • Авторитарная теория окончательно формируется в период XVI – XVII веков из абсолютной власти монархии. Печать может находиться только в руках государства или частного лица. Печать и все публикуемые материалы должны поддерживать и превозносить государственную политику.
  • Либертарианская теория основана на полной свободе была принята в Англии в 1688 году, и позднее в США. Здесь печать ни что иное как инструмент, созданный с целью контролирования правительства. Периодическое издание может организовать любой гражданин.
  • Теория социальной ответственности появилась в США в XX веке. Печать должна информировать, продавать и развлекать, а также любую конфликтную ситуацию переводить на язык дискуссии.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Вячеслав Игоревич Плужников

Эксперт по предмету «Журналистика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис